Российская деревня в 18 веке была уникальным поселением. Интересно то, что деревня имела кучевую форму застройки. Дома и прочие строения располагались без порядка, на большом растоянии, потому что каждый дом должен был иметь усадьбу для хозяйства.
Дома в деревне строились в один или несколько рядом. Лицевая сторона дома обязательно была обращена к солнцу, реке, озеру, оврагу, особенно если такой дом стоял в более теплом климате. В северных районах, наоборот, лицевая стороны была обращена против реки. Хозяйство располагалось за домом.
Сначала важно было, чтобы деревня находилась рядом с рекой или озером. Но позже деревни обязательно находились рядом с проезжими дорогами.
В 18 веке жизнь деревни сильно изменилась, потому что некоторая ее часть уехала в город для того, чтобы работать на мануфактурах. На многих заводах работали крепостные, машинного производства тогда не было, активно оно не использовались. Поэтому из деревни уезжали в город. Но уезжали не только люди, но и торговцы с хлебом, овощами, мясом и прочим, что необходимо в городе для рабочего человека.
Село с городом активно торговало – возделывался хлеб, лен и прочее.
Кроме того, в деревнях продолжали жить помещики, причем были они провинциальные и стремились жить также роскошно, как помещики из городов, поэтому их дома выглядели очень богато с большим количеством комнат, дома были обставлены мебелью, картинами и прочим. Переодически устраивались балы, а крепостные должны были их обслуживать и вести хозяйство.
Центральную власть в стране осуществляли великий князь, Боярская дума, дворцовые учреждения и дьяческий аппарат. В компетенцию великого князя входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда - высшей судебной инстанции. Великим князем возглавлялись наиболее значительные военные походы,
И все же великого князя всея Руси конца XV-начала XVI в. нет оснований представлять, как это зачастую делается в современной исторической литературе, государем - абсолютистом или, более того, образчиком восточного деспота. Даже Василий III выглядел в главах современников "всея Руси земля государем государь". Великие князья не столько возвышались над удельными и прочими князьями, сколько были первыми среди равных. Кроме того, пишет А.А.Зимин, "власть великого киязя ограничивалась прочными традициями, коренившимися в патриархальности представлений о характере власти, которые имели к тому же религиозную санкцию. Новое пробивалось с трудом и прикрывалось стремлением жить, как отцы и деды".
Традиции настолько довлели над ними, что не имея возможности прекращения выделения своим детям уделов, они одновременно вели борьбу с самовластием удельных братьев. Не говорит о силе великого князя и развернувшаяся в последние полтора десятилетия княжения Ивана III династическая борьба между группировками его внука Дмитрия (сына умершего в 1490 г. Ивана Ивановича) и сына от второй жены Софии Палеолог Василия.
К концу княжения Ивана III в пределах самого Московского княжества оставался лишь один удел. Но великий князь в завещании "одаривает" уделами не только Василия, но и четырех младших братьев. Правда, ставший великим князем Василий получает значительно большую часть территории, чем его братья - удельные князья вместе взятые (66 городов, а братья всего 30). Только он наследует выморочные (без наследников) уделы и только его детям может принадлежать великое княжение, от которого заранее отказались братья. К концу княжения Василия III уделов осталось всего лишь два: Дмитревский, где княжил Юрий Иванович, и Старицкий, принадлежавший Андрею Ивановичу. И все же опасность выступлений удельных князей сохранялась.
Ян Гус — священник, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Почитается как национальный герой чешского народа. Казнь Яна Гуса вызвала Гуситские войны.