Мюнцер (Münzer) Томас (около 1490, Штольберг, Гарц – казнен 27 мая 1525) – идеолог и руководитель народной Реформации в Германии, предводитель крестьян и городской бедноты в Крестьянской войне (1524–25). Проявил себя сначала сторонником М.Лютера, затем в Цвиккауских проповедях (1520) занял особую позицию в антикатолицизме, порвав с лютеранством. Нравственным мотивом его богословской и политической деятельности было сочувствие «позору и бедствиям своего народа» и ненависть к его угнетателям – светским и духовным властителям, которых он считал развратителями мира, врагами божественного порядка. Под непосредственным руководством Мюнцера разыгрались самые серьезные события Крестьянской войны – восстания в Тюрингии. Потерпев поражение под Франкенхаузеном, Мюнцер попал в плен, подвергся жестоким пыткам и был казнен.
Идейную основу для народного движения Мюнцер черпал из мистических учений средневековья, прежде всего Иоахима Флорского. Восприняв от гуситов религиозный пафос борьбы с мировым злом, он в «Пражском манифесте» (1523) изложил на трех языках свое толкование Реформации в духе революционной традиции таборитов.
Религиозно-философские взгляды Мюнцера, окончательно сформировавшиеся в 1522–24, прямо ориентированы на социально-политическую, революционную деятельность. Они изложены в главных его произведениях 1524: «Hochverursachte Schutzrede und Antwort» («Вынужденная защитительная речь»), «Ausgedrückte Entblössung des falschen Glaubens» («Разоблачение ложной веры»), Protestation oder Entbietung» («Протест или призыв»), «Die Fürstenpredigt» («Проповедь перед князьями»). Их главный пафос – преодоление средневеково-схоластического разума и обретение свободного, самостоятельного разума к постижению высшей истины и действенному претворению ее в земной жизни. Ибо, как считал он, веками приученный в католицизме к услужению теологии, философский разум и в протестантизме оставался сервильным, нетвердым в суждениях, путающимся и греховным. Лютер только оттеснил этот разум от веры, но не преобразовал, как не реформировал и схоластическую философию. Лютеранские теологи продолжали пользоваться тем же схоластическим разумом, за связь с которым они клеймили католическое богословие. Мюнцер стремился глубже укоренить и воспламенить религиозное чувствование в сердце христианина, возвысить веру до совершенной уверенности, до знания, до разумного понимания. Переход от протестантизма к «новому разуму» он видел на пути сосредоточения веры, очищения ее вплоть до полного подавления всей той прежней рассудочности и «разумности», которая продолжала раболепно оправдывать существующие порядки или примиряться с ними. Так, говорил Мюнцер, по недостатку «натиска» веры, из-за недостаточного неистовства и «безумства» ее лютеранство смирилось с безбожным «человеческим» порядком на земле. Обозначился дуализм жизни духовной и светской. Он, напротив, требовал единого принципа для обеих сфер – для жизни земной и жизни небесной: всю свою жизнь христианин должен определять только открывающейся ему волей Божьей, т.е. высшей справедливостью, и не склоняться перед произволом и безбожием светских правителей. Законы царства Божия следует обратить в государственные постановления, равенство людей перед Богом – в равенство на земле. Преисполненный верою, подлинность которой испытывается «как золото в огне», христианин приходит к твердому убеждению, что в нем, ревнителе дела Божьего, действует начало истинное и универсальное и что представлявшееся в его поступках «безумием» с точки зрения того прежнего робкого и неуверенного ума, от которого он теперь отрешился, есть, напротив, проявление подлинного божественно-возвышенного разума.
Он различает два разума. Один – разум «безбожников», собственно конечный человеческий рассудок, порочный, низменный, служащий «нашей разбойничьей природе», человеческому своекорыстию и эгоизму; другой – разум всеобщий, божественный, он не служит ничьему частному интересу, а направлен только к всеобщей цели. Истинное откровение, которое несет в себе вера, и есть этот высший разум. Рожденный в «истинной вере», обновленный разум уже не слуга, а дитя ее. Сакральный в своем происхождении, он не нуждается ни в каком внешнем авторитете. Тем самым Мюнцер исходит из представления о священстве человеческого разума, воодушевлявшего многих мыслителей Нового времени – философов 17 и просветителей 18 в. Мистика у Мюнцера заключает в себе демистифицирующий, рациональный смысл: через максимализм веры она ведет к достоверному и прочному знанию.
Лоренц Хендрик Антон (1853—1928), голландский физик-теоретик.
Родился 18 июля 1853 г. в Арнеме. Шести лет пошёл в школу, которую окончил лучшим учеником. Был зачислен в третий класс высшей гражданской школы. Любимыми предметами Хен дрика стали физика, математика, иностранные языки.
В 1870 г. он поступил в Лейденский университет. С отличием окончил его и вернулся в Арнем,чтобы преподавать в школе. Параллельно он пишет докторскую диссертацию «К теории отражения и преломления света», которая продолжает и саз вивает идеи Макхбелла об электромагнитной природе света. После блестящей защиты Лоренца пригласили на кафедру теоретической физики Лейденского университета.
В 1881 г. он стал членом Королевской академии наук в Амстердаме. После доклада на Международном конгрессе физиков в 1900 г. учёный был признан всеми знаменитыми физиками того времени.
Свою электронную теорию Лоренц разрабатывал больше 30 лет. В 1902 г. он был удостоен за неё (вместе с учеником П. Зееманом) Нобелевской премии.
Организатор и председатель пяти Сольвеевских конгрессов (1911—1927 гг.), Лоренц поставил перед физиками задачу создать новую механику и наметил путь её решения. Он осуществлял исследования в области электродинамики, статической механики, оптики, теории излучения, теории металлов, атомной физики. Вывел формулу, связывающую диэлектрическую проницаемость с плотностью диэлектрика и зависимость показателя преломления вещества от его плотности. Дал выражение для силы, действующей на движущийся заряд в электромагнитном поле; предсказал явление расщепления спектральных линий в сильном магнитном поле и разработал его теорию (1902 г.).
Ввёл понятие местного времени.
Умер 4 февраля 1928 г. в Харлеме.
Главной причиной поражения повстанцев явилось плохое вооружение и устаревшая тактика. Восстание казахов Приаралья было локальным народным выступлением. Царское правительство успело возвести укрепления, а также захватить кокандские крепости.