Никоновская летопись о взятии Киева войсками Батыя: «В том же году (1240) пришёл царь Батый к городу Киеву со множеством воинов и окружил город. И невозможно было никому из города выйти, ни в город войти. И нельзя было слышать в городе друг друга от скрипа телег, рёва верблюдов, от звуков труб и органов, от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей. Приставил Батый много пороков (стенобитных орудий) к городу Киеву возле Ляцких ворот, потому что там подошли дебри. Много пороков било в стены беспрестанно, день и ночь, а горожане крепко боролися, и много было мёртвых, и лилась кровь, как вода. И послал Батый в Киев к горожанам с такими словами: «Если покоритесь мне, будет вам милость, если же будете сопротивляться, то много пострадаете и жестоко погибнете». Но горожане никак не послушали его, но злословили и проклинали его. Батый же сильно разгневался и повелел с великою яростью идти на приступ города. И стали изнемогать люди и вбежали со своими пожитками на церковные комары (своды), и от тяжести повалились стены церковные, и взяли татары город Киев, месяца декабря в 6 день, в день памяти святого чудотворца Николы. А Дмитра воеводу привели к Батыю израненного, и не велел Батый его убивать ради его мужества. И начал Батый расспрашивать о князе Даниле, и сказали ему, что князь бежал в Венгрию. Батый же посадил в городе Киеве своего воеводу, а сам пошёл к Владимиру на Волынь».
ВОСТОК: 1-сложилась на базе культуры древней Индии,Китая,Вавилона, Древнего Египта и государств мусульманского востока. 2-общинный характер землепользования 3-преклонение человека перед природой 4-сильное почитание традиции 5-более позднее, а иногда не завершенное развитие капитализма. 6-второстепенная роль человека по отношению к природе.
ЗАПАД: 1-возникла эта цивилизация на базе государств западной Европы (древнеримское, древнегреческое) 2-высокое развитие товарно-денежных отношений 3-высокий уровень развития промышленности 4-ранее складывание капиталистических отношений 5-принцип активной преобразовательной деятельности человека
«В том же году (1240) пришёл царь Батый к городу Киеву со множеством воинов и окружил город. И невозможно было никому из города выйти, ни в город войти. И нельзя было слышать в городе друг друга от скрипа телег, рёва верблюдов, от звуков труб и органов, от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей. Приставил Батый много пороков (стенобитных орудий) к городу Киеву возле Ляцких ворот, потому что там подошли дебри. Много пороков било в стены беспрестанно, день и ночь, а горожане крепко боролися, и много было мёртвых, и лилась кровь, как вода. И послал Батый в Киев к горожанам с такими словами: «Если покоритесь мне, будет вам милость, если же будете сопротивляться, то много пострадаете и жестоко погибнете». Но горожане никак не послушали его, но злословили и проклинали его. Батый же сильно разгневался и повелел с великою яростью идти на приступ города. И стали изнемогать люди и вбежали со своими пожитками на церковные комары (своды), и от тяжести повалились стены церковные, и взяли татары город Киев, месяца декабря в 6 день, в день памяти святого чудотворца Николы. А Дмитра воеводу привели к Батыю израненного, и не велел Батый его убивать ради его мужества. И начал Батый расспрашивать о князе Даниле, и сказали ему, что князь бежал в Венгрию. Батый же посадил в городе Киеве своего воеводу, а сам пошёл к Владимиру на Волынь».