«Государство — это я») — фраза, приписываемая Людовику XIV, который, по преданию, 13 апреля 1655 года явился в парламент, где и произнёс эти слова в ответ президенту, выдвигавшему на первый план интересы государства.
Культура — совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Древнерусская культура была подчинена единому стилю— стилю, господствовавшему в Византии и в странах ее культурного влияния. На Руси развивается монументальное каменное зодчество. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь,возведенная в Киеве в конце X века Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке отличаются от византийских сохранностью традиций русского деревянного строительства дохристианской эпохи: многокупольностью, шлемовидными куполами и др. Из Византии на Русь пришли и новые для нее виды монументальной живописи — мозаика, фреска и иконопись. Принятие христианства широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на120 лет раньше, проник и межславянский литературный язык — старославянский. Сформировался древнерусский литературный язык — язык деловойписьменности, исторической и повествовательной литературы. На нем написаны русские летописи, «Русская Правда», «Словоо полку Игореве», «Поучения»Владимира Мономаха и другие литературные памятники. По инициативе Ярослава Мудрого создается летописный свод 1093 года. Правомерно рассматривается как введение в русскую историю, как энциклопедия древнерусской жизни IX—XII веков, «Повесть временных лет». Специально для князя Святослава Ярославича были написаны дошедшие с XI века до нашего времени «Изборники», которые содержали рассуждения о некоторых философских категориях: сущности, случайного, рода,вида, количества, качества и т. д. Русь была знакома и с трудами юго-западных, восточных авторов.Центрами древнерусской культуры были города с их ремесленным производством.В 1Х-Х веках насчитывалось 25 городов, в XI веке — 89, к концу XII века — 224. В городах трудились ремесленники различных специальностей (до 70). Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработке металлов. Высоко ценились кольчуги, русские мечи, ювелирные украшения.Развивалось школьное образование. Школы для детей бояр создавались при Владимире.Ярослав Мудрый открыл школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. В школах подготовки к государственной и церковной деятельности наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны (по торговым путям жили значительно лучше), городов и деревни, верхушки и основного населения.Одежда знати по покрою (рубахи, юбки, штаны, свитки и плащи) походила на крестьянскую, но была, конечно,иного качества, с дорогой отделкой. В богатых усадьбах имелись терема, хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Были и каменные княжеские дворцы.Крестьяне жили в небольших домах: на юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные, а на севере и по лесам строились срубные наземные постройки, с деревянными полами. Печи топились по-черному. Основу внутреннего убранства составляли лари и лавки.Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Организовывались и общинные пиры(братчины).Повседневная жизнь славян широко отражалась в фольклорном творчестве (песни, сказки, былины,пословицы, загадки).
Причини поразки національно-визвольних змагань середини ХVІІ ст.
Основні причини поразки національно-визвольної революції середини ХVІІ ст.:
- відсутність досвіду державного будівництва в еліти, котра очолила боротьбу; незавершеність процесу її консолідації навколо національної державної ідеї, гострі суперечності між окремими угрупуваннями;
- переважання в ментальності значної частини еліти, козацтва та інших верств населення особистих, групових і станових інтересів над національними та державними;
- відсутність на початку революції сформованої національної державної ідеї, що зумовило політику автономізму її керівництва;
- розкол України на два великі регіони: козацьку Україну та Західну Україну, що ставало на заваді об’єднання зусиль нації в її боротьбі за незалежність;
- розпад козацької України на два гетьманства (Лівобережне і Правобережне) та Запорожжя, що призвело до міжусобної боротьби;
- ліквідація встановленої Б.Хмельницьким монархічної форми правління й утвердження республікансько-олігархічної моделі, що зумовило слабкість центральної влади;
- прорахунки урядів (після смерті Б.Хмельницького) у проведенні внутрішньої політики, які загострили соціальну боротьбу;
- різні зовнішньополітичні орієнтації старшинських угруповань, зумовлені пошуками виходу зі складного геополітичного становища України;
Людовик 14
Объяснение:
«Государство — это я») — фраза, приписываемая Людовику XIV, который, по преданию, 13 апреля 1655 года явился в парламент, где и произнёс эти слова в ответ президенту, выдвигавшему на первый план интересы государства.