Самійло Васильович Величко (* 11 лютого 1670, с. Жуки, нині Полтавський район, Полтавська область, Україна —† після 1728, там само) — український козацько-старшинський літописець.
Величко є автором першого систематичного викладу історії української козацької держави, при написанні якого використано значну кількість українських, польських, та німецьких джерел, широке коло документів Генеральної Військової Канцелярії. Для написання Літопису Самійла Величка він користувався різними джерелами: народними переказами, іншими козацькими літописами, творами іноземних істориків, архівними документами, листами, реєстрами тощо. Автентичність численних документів, наведених у літописі, істориками не заперечується; частина з них відома й з інших джерел.
Літопис складається з 4 частин:
перша — «Сказание о войне казацкой з поляками через Зеновія Богдана Хмельницького…» — змальовує події 1648–1659 років, окремими епізодами сягаючи у 1620 рік, Описуючи війну Якова Остряниці 1638 року, Величко додає до автентичного джерела, яким користувався, — щоденника польського хроніста Шимона Окольського — власний коментар;
друга і третя частини, які охоплюють 1660–1686 та 1687–1700 роки, названі «Повествования летописная с малороссийских и иных отчасти поведениях собранная и зде описанная», містять значну кількість власних Величка і ґрунтуються на документах гетьманської канцелярії;
у 4-й частині зібрано додатки з різних документів XVII століття.
Літопис Величка написаний українською літературною мовою XVIII століття з елементами народної мови. Повний текст його не зберігся. Літопис є одним з найголовніших і найвірогідніших творів української історіографії 2-ї половини 17 — початку 18 століття.
Головна праця Самійла Величка була видана Київською Археографічною комісією лише у 1848–1864 роках під назвою «Летопись событий в юго-западной России в 17 в.», тт. I—IV (1848, 1851, 1855, 1864 рр.).
Величку також належить переклад «Космографії», яку він, уже сліпий, продиктував 1728. На думку деяких істориків, він написав лише передмову до цієї праці.
Смоленская война (1632-1634 годы)
Цель: попытка России вернуть Смоленск и другие территории, захваченные поляками в Смуту.
Ход войны: декабрь 1632 год
Русские войска под командование Шейна восемь месяцев осаждали Смоленск, но город не взяли.
август 1633 год.
Король Владислав (Польша) подходит к Смоленску и окружает русские войска.
февраль 1634 год. Русская армия капитулирует, сдав полякам артиллерию и знамена.
Позднее Шейн был обвинен в измене и казнен.
Март 1634 года- Владислав двинулся на Москву. Его остановили защитники крепости Белая. Начались переговоры.
Июнь 1634 года- Поляновский мирный договор
-за Польшей оставались смоленские земли
-Владислав отказывался от претензий на московский престол
-Владислав признавал Михаила Федоровича Романова законным царем.
Польские короли претендовали на русский престол, потому что польский королевич Владислав в 1610 году как русский царь принял присягу московского правительства и людей, но не был венчан на царство.
Хорошего дня и удачи!!!
Рождение Персея. Богат и славен был Акрисий, царь города Аргос. Ни в чем не знал он нужды, и только одна печаль терзала его сердце: не было у него сына. Правда, дали ему бессмертные боги неземной красоты дочь по имени Даная, но не ей же передавать престол после смерти отца. Решил Акрисий обратиться за предсказанием к оракулу и узнать, будет ли у него сын. В ужас поверг его ответ: “Никогда не будет у тебя, Акрисий, сына, а внук твой убьет тебя”. Решил тогда Акрисий: пусть не будет у него внуков, пусть Даная не выходит замуж!
Приказал он построить глубоко под землей обширные покои из бронзы и камня и заключил в них дочь; а чтобы оставили его в покое женихи, которые просили руки Данаи, объявил, что дочь неожиданно умерла.
зевс проникает к Данае. Шло время. Даная жила в подземных покоях, Акрисий успокоился, и все реже вспоминал о зловещем предсказании, казалось ему, что он ловко обманул судьбу. Однако напрасно он так думал! Полюбил Данаю сам громовержец Зевс, от которого не укроется никто и ничто на земле.
Проник он к Данае в виде золотого дождя. Стала аргосская царевна его женой и вскоре родила прелестного мальчика. И назвала его Персеем.
Акрисий наказывает Данаю и маленького Персея. Долго скрывала Даная от Акрисия своего сына. Но однажды, когда Акрисий шел к дочери, он услышал в ее покоях детский смех. Подкрался Акрисий неслышно к двери, распахнул ее — и увидел ребенка. Разгневался Акрисий, что нарушили его приказ и кого-то пустили к Данае, не мог он поверить, что спускался к дочери сам Зевс. Решил Акрисий наказать дочь. По его приказу искусные мастера изготовили огромный ящик. Посадили в этот ящик Данаю с маленьким Персеем, заколотили его и бросили в море: пусть найдут они там свою гибель.
Но Зевс не дал утонуть своему сыну; долго носился ящик по бурным волнам соленого моря, бросало его из стороны в сторону, поднимало на волнах вверх и опускало вниз, в самую пучину морскую. Заметили его морские богини, повели такой разговор: “Что за ящик носится по волнам? Ой, слышите, плачет в нем маленький ребенок! Давайте ему!” Бережно подхватили они ящик, поднесли к берегу и там опустили в рыбацкие сети.