Развитие стран Западной Европы никогда не было одинаковым, тем более в первой четверти XIX века. В Англии в го время индустриальная революция уже почти завершилась Английские промышленные потому дешёвые товары заполонили Европу. В то же время Ирландия, входившая к состав тою же Объединённого королевства, была всё ещё отсталым аграрным краем, где благополучие населения зависело от урожая картофеля. Отставали от Англии не только отдельные регионы, но и целые страны. Во Франции промышленная революция в конце XVIII века только началась потому к 1825 году ещё была далека от завершения, а ведь эта страна была второй по уровню развития после Англии. Испания оставалась отсталой страной, сохранявшей многие феодальные пережитки и обширные церковные землевладения, что также не экономическому подъёму. Во многих странах сохранялись те или иные формы крепостного права, которые после Наполеоновских войн только начали отменять.
По сравнению с Англией с точки зрения современною исследователя Россия находилась в проигрышной позиции. Промышленный переворот там ещё не начался, использование новых машин (вроде пароходов на Неве) происходило ещё эпизодически. Но в Ирландии к примеру, также мало использовали новую технику Правда в Ирландии уже было освоено выращивание картофеля, который позже оказался более выгодным для холодного климата средней полосы России, но в правление Александра I этот корнеплод использовали ещё очень мало. В России сохранялось крепостное право, но и в Пруссии крестьянскую реформу стали проводить только после Наполеоновских войн. В России сохранялись многие феодальные пережитки, включая сословную структуру общества, но и в Испании они не умерли. При этом в Испании ещё сохранялось значительное церковное землевладения при инертности католической церкви того времени и её нежелании развивать новые формы хозяйства, в то время как в России реформа 1764 года нанесла решительный удар по церковному землевладению. Таким образом, Россия к концу правления Александра I отставала лишь от передовых стран Западной Европы. Особо большого отставания от основной их части ещё не наблюдалось - она образовалась за время правления Николая I.
Дмитрий Иванович стал князем в очень юном возрасте и мог бы ее очень быстро лишиться. если бы не поддержка московских бояр и митрополита Аликсия, которые отстояли власть юного князя перед лицом суздальского князя Дмитрия Константиновича и Мамаем, который выдал Дмитрию Ивановичу ярлык на княжение.
Когда юный князь подрос он продолжил объединение русских земель вокруг Москвы в основном силой оружия, а полководцем он себя зарекомендовал отменным и удачливым. Благодаря этим воинским успехам Дмитрий Иванович получал все больше сторонников в самых разных уголках Руси, среди людей, который хотели сильной княжеской власти и освобождения от татарского ига.
Главной цель Дмитрия Донского стала ослабление татарской зависимости и в этом его поддерживали многие. Он отстроил каменный кремль, начал чеканить свою монету, чего не делали в то время другие княжества, он основал русскую артиллерию.
Дмитрий Иванович всегда следил за своими врагами и успевал опередить их в нужное время и нужном месте. Талант политика и полководца позволили князю укрепить свою власть в Северо-Восточной Руси.