Славянские народы оказались под жестоким гнетом завоевателей, которые стремились не только подчинить их, но и навязать собственную веру — ислам. Под вопросом находилось само существование славян среди множества народов огромной Османской империи.
Вхождение славян в Османскую империю повлекло консервацию феодальных отношений и резкое падение уровня экономического развития земель. На захваченной территории установилась новая система феодальных порядков. Вся земля перешла в собственность государства, которое раздавало ее во временное пользование в качестве тимаров — платы за военную службу турецким военным и чиновникам.
В политике турецкой администрации учитывались региональные особенности захваченных территорий. В первую очередь это касалось пограничных районов, где турки старались максимально подчинить себе славянское население и обеспечить охрану границ. Среди прочего это выражалось в продвижении по военной и административной лестнице потурченцев — представителей местного населения, которые приняли ислам. В итоге ко второй половине XVI в. доминирующее положение на этих славянских землях стали занимать феодалы-мусульмане. На основных административных должностях и во главе гарнизонов находились турки либо потурченцы.
Переход в ислам приносил и значительные экономические выгоды. Таким образом, происходила исламизация славянского населения. Ею были охвачены преимущественно высшие слои славянского общества, а также горожане.
Православная церковь была лишена самостоятельности. Она перешла в подчинение константинопольского патриарха, а богослужения перевели на греческий язык. Местная администрация запрещала строить новые храмы, а значительная часть церквей была отдана под мечети. Само православное население подвергалось дискриминации. Оно было ограничено в правах, платило более высокие налоги, в том числе так называемый налог «кровью» (мальчиков из христианских семей набирали и воспитывали для дальнейшего служения султану в качестве профессиональных воинов), не могло заниматься отдельными видами деятельности (торговля, ремесло и др.).
В условиях жесткого контроля славяне не имели возможности организовать массовое освободительное движение. Однако всякий раз, когда европейские государства начинали войну с Османской империей, они поднимали восстания против турок. С конца XVI в. самым распространенным видом вооруженной борьбы стало гайдучество — деятельность небольших вооруженных отрядов, которые боролись с захватчиками.
Поддержка славянами противников Османской империи вела к нарастанию репрессий. В этих условиях часть сербов во главе с православным духовенством в конце XVII в. совершила Великое переселение с юга на север во владения Габсбургов, где уже проживали славяне. Именно здесь возникла новая заселенная сербами территория с центром в Белграде. Сербы совместно с армией Габсбургов упорно сражались с турками, отвоевывая пограничные территории.
С середины XVIII в. основную борьбу против Турции вела Россия. Опираясь на ее дипломатическую и военную , Черногория первой в 1798 г. смогла выйти из подчинения Османской империи. Военные действия оказывали разрушительное влияние на экономическую и культурную жизнь южных славян.
К началу XVI в. в Польском Королевстве сложилась сословно-представительная монархия. В соседнем Великом Княжестве Литовском шляхта практически не принимала участия в управлении государством, а потому считала, что союз с Польским Королевством может изменить такое положение. Идея унии двух государств привлекала и польскую шляхту, которая стремилась расширить свое влияние на новые территории.
К союзу два государства подталкивал и внешний фактор — тяжелая Ливонская война и борьба за восточное побережье Балтийского моря. Это была важная с экономической точки зрения территория, в получении которой были заинтересованы многие страны. В сложных военных условиях наступления Московской армии ВКЛ все больше было заинтересовано в поддержке Польского Королевства. Таким образом, идея унии получила новый смысл.
Договор о создании Речи Посполитой Двух Народов был подписан на Люблинском сейме 1569 г. Речь в нем шла о создании единого государства под властью одного монарха в составе Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. Польская шляхта считала, что в результате подписания Люблинской унии произошло присоединение земель ВКЛ. Однако фактически Речь Посполитая стала федеративным государством, так как ВКЛ сохранило многие атрибуты государственности: собственную армию, казну, законодательство, суд и т. д., хотя в дальнейшем, вопреки фактам, в польском общественном сознании Речь Посполитая стала восприниматься как исключительно польское государство. Такое мнение сохраняется и в современной Польше.
Розробки уроків
Підручники
Відео
Атласи
Реферати
Книги
НОВА ІСТОРІЯ (XVI—КІНЕЦЬ XVIII СТ.)
Франція в XVI — 1-ій половині XVII ст.
Причини й початок громадянських війн
На зламі 50-60-х pp. Франція переживала кризу. Реформаційні ідеали приваблювали дворянство насамперед можливістю захопити церковні землі. Водночас ті, хто залишався вірним королю і католицькій церкві, розраховували отримати у винагороду за свою вірність володіння супротивників.
Більшість французького дворянства розмірковувала, до якого угруповання приєднатися з більшою вигодою для себе. На чолі прихильників католицької церкви стояла родина лотаринзьких герцогів Гізів. Вождями гугенотів були принци з родини Бурбонів, яким належало королівство Наварра на кордоні Франції та Іспанії.
Обидва угруповання спиралися на підтримку інших держав. Католиків підтримував король Іспанії Філіпп II, кальвіністів — англійська королева Єлизавета І, німецькі князі та швейцарці.
Між цими двома угрупованнями і розпочалися війни, які тривали 36 років (1562-1598 pp.) й отримали назву гугенотських (релігійних), або громадянських, війн.
Причинами їх було загострення релігійної боротьби між католиками і кальвіністами та ускладнення політичної ситуації у Франції на межі 50-60-х pp.
Приводом до війни стало вбивство 1563 р. у місті Вассі гугенотів. У березні 1562 p., проїжджаючи зі своїм загоном через Вассі, герцог Гіз напав на гугенотів, які зібралися відправляти богослужіння. Було вбито 23 людей та майже 200 поранено. Католицький Париж зустрів Пза як героя. Почалася війна.
Обидва угруповання намагалися захопити короля Карла ІХ (1550-1574) і підкорити його своєму впливові. Мати короля — Катерина Медічі, підступна й хитра, вміло маневрувала між католицьким і кальвіністським дворянськими угрупованнями. Вона не зупинялась перед отруєнням і вбивством своїх ворогів. Помітивши, що вождь гугенотів Коліньї мав вплив на Карла IX, намагалася його вбити. Зазнавши невдачі, Медічі вирішила усунути його руками герцога Гіза. Вона намовила католиків знищити усіх протестантських вождів, які зібралися в Парижі 24 серпня 1574 р., в день святого Варфоломія з нагоди весілля вождя гугенотів Генріха Бурбона з сестрою короля Маргаритою.