Сходство их взглядов заключалось в негативном отношении к существующей власти и девиз был общий: «Долой самодержавие!». А различия во взглядах и пути достижения целей, были весьма существенными.
Бакунин Михаил Александрович считался идеологом анархического крыла народничества. Резко критиковал учение Карла Маркса, согласно которому неизбежен переход от капиталистического общества к коммунистическому, где все средства производства будут принадлежать всему обществу и исчезнет эксплуатация одного человека другим. Этот переход не может пройти без социалистической революции, главной силой которой будет являться рабочий класс (пролетариат). Так вот Бакунин считал необоснованным утверждение о ключевой роли пролетариата в обществе. Он отвергал и централизованное управление, т.е. государство. А вместо этого предлагал свободную организацию рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Под свободным обществом он понимал принцип самоуправления народа.
Лавров Петр Лаврович был идеологом пропагандистского крыла в народничестве. Он, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийными бунтами, а настаивал на народной революции, которая требовала тщательной подготовки. Поэтому он рекомендовал запастись терпением, для того, чтобы результат был стопроцентным.
Ткачев Перт Никитич был идеологом заговорщического направления в народничестве. Он полагал, что крестьянство не сможет самостоятельно осуществить революцию. Переворот планировал провести с специальной, законспирированной организации, члены которой строгий отбор, и являются надежными. Он был целиком и полностью за террористические методы.
После крестьянской реформы 1861 года путь развития России стал меняться. Реформа давала крестьянам землю, но ее было часто недостаточно для самообеспечения крестьянской семьи, так в сельской жизни появились рыночные отношения между помещиками и крестьянами. Арендуя помещичьи земли, так называемые отрезки, крестьяне были вынуждены расплачиваться с землевладельцем. Такая отработка во многом напоминала барщину. Практически все население России (а крестьяне составляли до реформы около 90 % населения) перестали быть привязанными к своему помещику, к его землях. Люди стали мобильны, могли сменить свое место жительство, особенно если им не было что терять. Страдая от недостатка земли, от необходимости платить выплаты за землю в течение 49 лет, многие люди решали двинуться в города, где надеялись получить лучшую жизнь, заработать. В городах они становились работниками фабрик, заводов, многочисленных производств. Так стал меняться социальный состав населения России, в котором появились рабочие - наемные работники городов и местечек. Все это вызывало изменения в самой промышленности, в облике и укладе жизни городов. Отмена крепостного права была жизненно необходимым решением в Российской империи,крестьяне фактически перестали быть рабами своих помещиков, могли хоть как-то реализовать свои делать выбор в своей жизни. В общем можно сказать, что развитие России ускорилось как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, в урбанизации, в развитии прав и свобод человека.
Сходство их взглядов заключалось в негативном отношении к существующей власти и девиз был общий: «Долой самодержавие!». А различия во взглядах и пути достижения целей, были весьма существенными.
Бакунин Михаил Александрович считался идеологом анархического крыла народничества. Резко критиковал учение Карла Маркса, согласно которому неизбежен переход от капиталистического общества к коммунистическому, где все средства производства будут принадлежать всему обществу и исчезнет эксплуатация одного человека другим. Этот переход не может пройти без социалистической революции, главной силой которой будет являться рабочий класс (пролетариат). Так вот Бакунин считал необоснованным утверждение о ключевой роли пролетариата в обществе. Он отвергал и централизованное управление, т.е. государство. А вместо этого предлагал свободную организацию рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Под свободным обществом он понимал принцип самоуправления народа.
Лавров Петр Лаврович был идеологом пропагандистского крыла в народничестве. Он, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийными бунтами, а настаивал на народной революции, которая требовала тщательной подготовки. Поэтому он рекомендовал запастись терпением, для того, чтобы результат был стопроцентным.
Ткачев Перт Никитич был идеологом заговорщического направления в народничестве. Он полагал, что крестьянство не сможет самостоятельно осуществить революцию. Переворот планировал провести с специальной, законспирированной организации, члены которой строгий отбор, и являются надежными. Он был целиком и полностью за террористические методы.