По своему характеру революции в Восточной Европе были демократическими и антитоталитарным. Кроме Румынии и Югославии, смена власти произошла мирным путем. Почти во всех странах события разворачивались с приходом к власти сторонников "обновления социализма" в компартиях (Польша, Венгрия, Болгария, Албания).
Сторонники "обновления" на первых же демократических выборах получили большинство на волне критики тоталитаризма, коммунизма и коммунистических партий. Придя к власти, они осуществляли реформы, которые вели не к обновлению социализма, а к построению капитализма: проводилась приватизация государственного сектора экономики, поощрялся бизнес, создавались рыночные структуры. В политической сфере провозглашался плюрализм и многопартийность.
Во внешней политике утвердился курс на радикальную переориентацию на Запад, ликвидации Совета экономической взаимо и Организации Варшавского договора, вывод советских войск.
Таким образом, сначала происходила смена власти, а потом под нее поднималась соответствующая политическая (либеральная демократия), социальная и экономическая базы (создание социально ориентированного хозяйства). За таким быстрым переходом от тоталитаризма к демократии не успевали ни политическая, ни социальная, ни экономическая структуры восточноевропейских обществ. Морально значительная часть населения не была подготовлена к жизни в обществе, где каждый сам за себя и государство уже не гарантирует относительно стабильного уровня жизни.
Трудности революций значительной мере были вызваны несоответствием политической системы принципам либеральной демократии. Полученный в наследство экономическое состояние сделал переход экономики на рыночные рельсы довольно болезненным: спад производства, инфляция, снижение социального статуса значительного количества граждан.
Демонтаж прежней партийно-государственной бюрократической системы управления и переустройство государств на базе признанных в мире демократических ценностей проходил в форме «круглых столов» и «гражданских форумов», в поисках компромисса и консенсуса всех общественно-политических сил той или иной страны, заинтересованных в скорейшем достижении целей перестройки. Это обстоятельство обеспечило их результативность в выборе пути развития.
В начале 1990 г. почти во всех постсоциалистических странах были приняты новые конституции или существенным изменениям и дополнениям подверглись старые.
Отличительной чертой всех постсоциалистических конституций является закрепление в них народовластия, многопартийности и парламентаризма, а также создания специальных правовых механизмов, призванных осуществлять надзор за соблюдением политических прав и свобод граждан. В большинстве стран таким главным механизмом стал Конституционный суд, различные комиссии и уполномоченные по правам человека, национальных и этнических меньшинств. Предназначение этих органов – недопущение впредь тоталитаризма, авторитарности и беззакония в практике государственного управления.
Парламентские выборы ознаменовали собой в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы переход к демократическому многопартийному государству, к смене общественно-политического устройства страны. Восстановление парламентской демократии открыло путь к демократическому правовому государству.
Распад советского блока в Восточной Европе и общее изменение международной обстановки в мире позволили странам отойти от односторонней ориентации на Советский Союз как в экономическом, так и внешнеполитическом плане. В число приоритетных выдвинулась задача интеграции в Европейское Сообщество.
Объяснение:
1 марта 1881 года, после убийства террористами императора Александра II, на престол вступил его сын Александр III. Старший брат Александра III Николай умер в 1865 году, и после его смерти наследником престола стал Александр Александрович. Выросший в офицерской среде, Александр был надменным и грубым, к людям он относился как к подчиненным ему солдатам. Он не получил того образования, которое считалось необходимым наследнику престола.
Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, который первое время после восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в правительстве. Взойдя на престол, он поставил своей задачей закончить реформы Александра II. Император обладал огромной работо и необычайной физической силой.
В отличие от отца Александр III не был храбрым человеком. Боясь покушений, он удалился в Гатчину, во дворец своего прадеда Павла I, спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный сторожевыми башнями.
В условиях развивающегося капитализма Александр III, выражая интересы наиболее консервативных кругов дворянства, сохранял помещичий уклад жизни. Однако в области экономической политики император вынужден был считаться с ростом капиталистических элементов в стране. В первые месяцы царствования Александр III проводил политику лавирования между либерализмом и реакцией, что определяло борьбу группировок внутри правительственного лагеря (М. Т. Лорис-Меликов, А. А. Абаза, Д. А. Милютин - с одной стороны, К. П. Победоносцев - с другой).