натура́льное хозя́йство — самодостаточный тип (натуральное хозяйство противоположно обмену и торговле) хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). всё необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность врынке.
выращивание бобовых вдемократической республике конго(провинция северное киву)главными чертами натурального хозяйства являются незначительность его участия в межрегиональном разделении труда, вплоть до изолированности от внешнего мира (автаркия) при самообеспеченности средствами производства и рабочей силой, позволяющей удовлетворять все (почти все) потребности за счёт собственных ресурсов.
развитие производительных сил общества и углубление межрегионального разделения труда объективно подготавливают условия для смены натурального хозяйства товарным, где специализация производителей на изготовлении одного какого-либо товара развивается, охватывая всё более обширные территории.
в рабовладельческом обществе и при феодализме натуральное хозяйство оставалось господствующим, несмотря на развитие обмена и товарно-денежных отношений. в феодальном обществе господство натурального хозяйства служит одной из предпосылок сохраненияфеодальной раздробленности.
натуральное хозяйство до настоящего времени сохранилось в отсталых районах земного шара (азия, африка, латинская америка), где до колонизации их европейцами господствовали родоплеменные или феодальные отношения. в странах, освободившихся от колониальной зависимости, в середине xx века 50—60% населения было занято в натуральном или полунатуральном хозяйстве.
в современной россии натуральное хозяйство представлено личными подсобными хозяйствами крестьян и садово-огородными участками городских жителей.
До Павла I орденов или наград для солдат даже в Европе почти не существовало. В 1799 году в России появилась серебряная медаль «За храбрость», которой награждались нижние чины. Впервые было введено награждение солдат знаками ордена св. Анны за беспорочную двадцатилетнюю службу. В 1800 году Аннинский знак был заменён на знак Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Вторым после Павла в истории Европы наградные знаки для солдат ввёл во Франции Наполеон. В 1797 году Павел своим указом установил праздник всех кавалеров российских орденов.
Император Павел I изменил понятие полкового знамени. С 1797 года Павел приказал выдавать полковые знамёна только драгунским и кирасирским полкам. Со времён Петра I полковые знамёна и штандарты относились к табельному имуществу. Павел Петрович перевёл их в разряд полковых святынь. Павел установил торжественную церемонию освящения штандартов и знамён в армии, порядок вручения святынь полкам, принятие присяги под полковыми знамёнами. Произнося слова присяги, воин одной рукой держался за полотнище знамени, а другую поднимал вверх.
С 1229 по 1239 год