Торговля в Древнем Риме
Обширная римская торговля возникла лишь с III в. до н.э. после первой Пунической войны (264–241 г. до н.э.). После третьей Пунической войны (149–146 г. до н.э.) Карфаген и Коринф, стоящие на пути римских торговых интересов, были разрушены, что подорвало греческую и пуническую торговлю в этом регионе. Теперь в Римской империи торговля достигла невиданного ранее размаха. Римские купцы торговали на огромной территории от Англии до Индии и Китая, от северной и средней Европы до северной Африки.
Заморские войны Рима преследовали торговые интересы империи; они дали римскому купечеству возможность пустить в оборот свои капиталы. Первым шагом после многих завоеваний было введение денежной системы. Римские денарии ни на шаг не отставали от римских легионов. Серебряные монеты вошли в обращение с III в. до н.э., а золото (преимущественно в слитках) – во время пунических войн. Портовые пошлины стали значимой финансовой статьей. Как и прежде, Рим ввозил в свою страну продукты и товары, но расплачивался теперь золотом, которое поступало в казну от покоренных стран и откупщиков.
Первое место по ввозу товаров занимало зерно, которое привозилось из Африки и Египта в государственные зернохранилища. Второе место занимало мясо – из-за границы в Рим посту пали целые стада. Молочные продукты и разные сорта рыб, в свежем, так и соленом виде шли из Галлии и Британии. Овощи и фрукты в огромном количестве приходили из других стран: из Египта – бобы и чечевица, из Сирии и Намибии – яблоки сливы; персики из Персии, абрикосы из Армении, гранаты – Карфагена. Вина Италия производила очень много, но и его в эпоху империи не хватало; вино привозилось из Греции, Малой Азии, близлежащих островов, Галлии. Масло, в огромных количествах потреблявшееся в банях, поставлялось из Африки. Крупным объектом торговли была соль. Финикия и Сирия поставляли дорогие пурпурные ткани, Китай – шелк и шелковые ткани; выделанные кожи шли из Финикии и Вавилона, сандалии – из Ликии, бронза и медь – из Греции и Этрурии, мечи, кинжалы, панцири – из Испании. Для римских домов и вилл издалека привозилась мебель из ценных пород дерева, мрамор, дорогие статуи и прочее.
В I–III вв. н.э. Римская империя представляла собой огромное свободной процветающей торговли, какую только знает история. Единство монеты, меры и веса, свободное плавание всех повсюду, высокий уровень земледелия подвластных земель Африки и побережья Черного моря, развитие и процветание ремесел в Испании, Малой Азии, Египте, северной Италии – все это процветанию торговли. Но дальнейший распад Римской империи разрушил торговые связи, привел к упадку культуры, к краху единой денежной системы.
Первый этап охватывает первую треть XX в. Развитие стран латиноамериканского региона в этот период происходило преимущественно на базе и в рамках традиционных экономических и социальных структур, экономики аграрно-и сырьеэкспортной ориентации, в условиях их периферийного, зависимого положения по отношению к ведущим индустриальным державам.
Второй этап — с 30-х до середины 70-х гг. XX в. — самый длительный, был отмечен сложными обновленческими процессами. В это время на фоне кризиса традиционных структур началась их модернизация путем активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения, осуществления промышленных, аграрных и социальных преобразований. Этот период характеризуется преобладанием и взаимодействием революционной и реформистской тенденций развития и модернизации общества.
Третий этап — последняя четверть XX в. В это время на первый план вышел неолиберальный вариант модернизации, имеющий противоречивые последствия.
Многие актуальные вопросы региона не были решены к концу века. Неравномерный, часто неоднозначный характер перемен приводил к тому, что с решением или смягчением одних проблем обострялись другие, прибавлялись новые. За XX в. изменился облик не только Латинской Америки, но и всего мира. Ведущие индустриальные страны на рубеже XXI в. стали уже постиндустриальные державы. Несмотря на достигнутый прогресс, сохранилось заметное отставание латиноамериканских республик от передовых в экономическом и научно-техническом отношениях государств, зависимое, все еще периферийное положение в мировом хозяйстве, низкий уровень жизни большей части населения.
Недостаточная материальная база, нехватка капиталов, груз большой и постоянно растущей внешней задолженности, использование ресурсов стран региона в интересах ведущих центров формирующейся глобальной мировой экономики не позволили латиноамериканским республикам в конце XX в. выдержать форсированную модернизаторскую политику неолиберального толка без значительных негативных последствий. В результате такой политики, навязанной государствам региона извне, увеличился разрыв между модернизированными секторами производства и традиционной экономикой, с которой была связана большая часть населения и которая в условиях либерализации и транснационализации хозяйственной жизни оказалась в кризисном состоянии. Национальная экономика все больше оказывалась под контролем транснационального капитала, что серьезно ограничивало суверенитет латиноамериканских республик. Неолиберальная перестройка привела к снижению уровня жизни и обнищанию широких масс населения, к росту безработицы и социальных контрастов. Серьезными дестабилизирующими факторами стали коррупция, наркобизнес, терроризм. Усилились настроения неприятия экономических реформ, осуществляемых такой высокой ценой, недоверия к политикам, к традиционным партиям и к политике вообще, требования корректировки курса модернизации.
Главной задачей общественно-политических сил Латинской Америки в начале XXI в. становится поиск и осуществление таких вариантов развития, которые бы отвечали местным условиям и позволили бы совместить обновление экономики с интересами большинства общества, с решением актуальных социальных проблем, сочетать интеграцию стран региона в глобальное мировое сообщество с сохранением самобытности, собственных цивилизационных основ народов Латинской Америки.