Средневековые цехи - объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей. Цеховой устав. Он содержал определенные правила. В эпоху зарождения ремесла (XIII-XIV вв.) -цехи развитию производства, так как ограждали от конкуренции, объединяли ремесленников, выжить по одному в условиях средневековья было трудно, контролировали качество продукции цех предписывал длину и цвет изготовляемой ткани, каким пользоваться инструментом и т. д. цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам и т. д. Позднее (с XV вв.) - тормозили развитие производства, так как запрещали иметь больше двух станков, нанимать больше 2 работников, работать можно было до определенного времени, не давали повышать квалификацию
Саманиды ведут свой род от шахиншаха Ирана Бахрама Чубина. Основатель династии — Саман-худат был родом из селения Саман (по разным данным, находилось вблизи Самарканда, Балха или Термеза), принял ислам во времена омейядского наместника Хорасана Асада ибн Абдуллаха аль-Касри (правил в 723—727 годах). В его честь Саман-худат назвал одного из своих сыновей «Асадом». В период правления аббасидского наместника Хорасана Гассана ибн Аббада сыновья Асада, внуки Саман-худата, были назначены правителями Самарканда (Нух ибн Асад), Ферганы (Ахмад ибн Асад), Шаша (Яхъя ибн Асад) и Герата (Ильяс ибн Асад). Это было наградой за халифу аль-Мамуну в борьбе с восставшим Рафи ибн Лейсом[4].
Официальное признание государство Саманидов получило в 875 году, когда халиф аль-Мутамид Насру ибн Ахмаду титул правителя всего Мавераннахра[5]. Наибольшего могущества Саманиды достигли во времена правления брата Насра ибн Ахмада — Исмаила Самани (892—907). Столица Саманидов Бухара в этот период стала конкурировать с Багдадом за звание культурного центра ислама[1].
Будучи благочестивыми мусульманами, Саманиды поддерживали миссионерскую деятельность по распространению ислама и перевод религиозной литературы с арабского языка на персидский. Они придерживались суннитской ветви ислама и ханафитской школы права, за исключением периода правления Насра ибн Ахмада, который симпатизировал исмаилитам[6].