Перед правительством Михаила Федо-
ровича стояла труднейшая задача — ликвидация последствий интер-
венции. Большую опасность для него представляли отряды казаков,
бродившие по стране и не признававшие нового царя. Среди них
наиболее грозном был Иван Заруцкий, к которому перебралась Ма-
рина Мнишек со своим сыном. Яицкие казаки выдали И. Заруцкого
в 1614 г. московскому правительству. И. Заруцкий и «Ворснок»
были повешены, а Марина Мнишек заточена в Коломне, где вскоре,
вероятно, умерла.
Другую опасность представляли шведы. После нескольких воен-
ных столкновений, а затем переговоров в 1617 г. был заключен
Столбовский мир (в деревне Столбово, недалеко от Тихвина). Шве
ция возвращала России Новгородскую землю, но удерживала за со-
бой Балтийское побережье и получала денежную компенсацию. Ко-
роль Густав-Адольф после Столбовского мира говорил, чю теперь
«Россия не опасный сосед ... се отделяют oi Швеции болоiа, крепо-
сти, и русским трудно будет перейти через это г "ручеек"» (река
Нева.— Авт.].
Польский королевич Владислав, стремившийся получить русский
престол, организовал в 1617—1618 гг. поход на Москву. Он дошел
до Арбатских ворот Москвы, но был отбит. В селе Дсулино близ
Троице-Ссргиева монастыря в 1618 г. было заключено Дсулинское
перемирие с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские
и Черниговские земли. Происходил обмен пленными. Владислав не
отказался от претензий на русский престол.
Таким образом, в основном территориальное единство России
было восстановлено, хотя часть русских земель осталась за Речью
Посполитой и Швецией. Таковы последствия событий Смуты во
внешней политике России. Во внутриполитической жизни государст-
ва значительно выросла роль дворянства и верхушки посада.
В ходе Смуты, в которой приняли участие все слои и сословия
русского общества, решался вопрос о самом существовании Россий-
ского государства, о выборе пути развития страны. Нужно было най-
ти пути выживания народа. Смута поселилась прежде всего в умах
и душах людей. В конкретных условиях начала XVII в. выход из
Смуты был найден в осознании регионами и центром необходимости
сильной государственности. В сознании людей победила идея отдать
все ради общего блага, а не искать личной выгоды.
После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения
крупнейшей на востоке Европы державы. В конкретных геополити-
ческих условиях того времени был избран путь дальнейшего разви-
тия России: самодержавие как форма политического правления, кре-
постное право как основа экономики, православие как идеоло!ия, со-
словный строй как социальная структура.
Та́йное о́бщество — организация, которая требует, чтобы её члены скрывали определённые действия (типа обрядов инициации) от посторонних. Члены могут быть обязаны скрывать или отрицать их членство, и часто дают клятву хранить тайны общества. Термин «тайное общество» часто используется, чтобы описать братские организации (например, масонство), которые могут иметь секретные церемонии, но также может применяться и к таким не вполне серьёзным организациям как университетские братства.
В функциональном отношении тайные общества - это формы социальной организации, не вписывающиеся в господствующую (официальную) социальную структуру, что связано с целями, которые ставят перед собой тайные организации: например, такой целью может быть смена стратегических перспектив развития современных политических систем, где реализация долго проектов, рассчитанных на десятилетия или даже на столетия, оказывается невозможной (в частности, ввиду активной ротации лидеров этих политических систем). Важным аспектом тайной организации является выстраивание альтернативной системы связей и отношений между людьми внутри уже существующих систем. Так, в США широко распространены университетские «организации греческих букв», которые имеют элементы тайных обществ, хотя их существование и не скрывается, и они служат достаточно важным механизмом для установления неформальных связей, которые могут выпускнику университета в будущем.
Иногда трудно отличить обряды племенного посвящения от обрядов тайного общества или же обряды принятия (инициация) в тайное общество от обрядов шаманского посвящения.
В теориях заговора термин тайное общество применяется по отношению либо к мифическим организациям, либо к действительно существующим, но которым приписывается значительное влияние, корыстные финансовые или политические интересы, глобальная досягаемость, иногда — сатанизм, и человеконенавистнические цели.