Начиная с Франкфуртской ассамблеи 1848 года, когда впервые германской нацией был поднят вопрос об объединении народа по двух доктринам ("Великогерманской" под эгидой Австрии; "Малогерманской" под эгидой Пруссии), немцы без устали искали возможности для их осуществления. Но сразу же после Прусско-датской войны 1864 года за Шлезвиг-Гольштейн и Прусско-австрийской войны 1866 года, сразу стало понятно, "кто в Рейхе хозяин". Фавором стала Пруссия, и даже более после преобразования её в Северогерманский союз в 1866 году. В 1870-1871 годах Пруссия нанесла разгромное поражение Второй Империи Франции во главе с самонадеянным Наполеоном ІІІ. Под Мецем и Седаном немцы показали силу догмы "сталью и кровью" и цену своего этнического объединения. После образования Германской Империи, страна переживала резкий подъём, к сожалению не только экономики, но и милитаризма и шовинизма. Это конечно же отразилось на её колониальной гонке в 1880-1890-х, на движении "Дранг нах Остен" (наступление на Восток) и т.д. что потом явно выльется в реваншисткие настроения среди масс
Мне кажется, в характеристике столь масштабной в культурно- плане для все россии личности никаких «или» быть не должно. противопоставления хороши в однозначных вещах. глуп или умен, высок или низок, черен или бел. «реформатор или тиран» — в корне неверное определение. реформируя что-либо, как и реставрируя-ремонтируя, не обойдёшься без «жертв». и потом, почему: «тиран»? он что, как большевистские «реформаторы» 20 века, жег, стрелял, резал, «национализировал» и казнил «врагов народа»? его «брадобрейство» — просто пустяки по сравнению с подлинной тиранией и авторитаризмом. все реформы, с таким напором и жаждой совершенствования производимые молодым максималистически настроенным императором, имели целью «продвинуть» вверенную ему страну. возвести её на новый уровень, «вывести в свет», приблизить к благам и достижениям цивилизации, которых сам он с юности в европе насмотрелся. смена кафтана, укорачивание бород, введение иноземных блюд в рацион и праздников в календарь. то, что раскололо «янтарь» и выпустило муху из «тесноты, да не обиды» на свежий воздух. серьезные же реформы, затрагивающие продвижение по службе, некоторое уравнение в правах всех достойных, сообразительных и умелых людей, не могли нести ничего, кроме действительной пользы для культурной и интеллектуальной жизни государства. браки, которыми могли сочетаться люди разных сословий. здесь ли не польза? этот вопрос, правда, более спорный. в заключение хотелось бы сказать, что петр i, по моему мнению, не тиран и не деспот. он старался быть справедливым. и, по большей части, это у него получалось