Город, ремесло и торговля
Как и в других странах Азии, в Иране крестьяне зачастую сочетали земледелие с домашним ремеслом, занимаясь ткачеством, ковровым делом и т. п. В иранских городах имелось развитое ремесло, сохранившее средневековую организацию. Здесь существовали и простейшие мануфактуры с применением наемного труда. Ремесленные мастерские и мануфактуры производили ткани, ковры, изделия из железа и меди. Часть продукции вывозилась за границу. Довольно широко была развита внутренняя торговля товарами ремесленного и мануфактурного производства. Ее вели мелкие и средние купцы, объединяемые в гильдии.
Хотя в экономически более развитых районах Ирана были уже налицо известные предпосылки для развития товарно-денежных отношений, раздробленность страны, частые ханские мятежи, произвол феодальных правителей препятствовали формированию нового экономического уклада.
Политический строй. Роль шиитской религии
Сохранению отживших порядков феодальная политическая надстройка. Верховным и неограниченным правителем страны был шах. В результате длительной междоусобной борьбы различных ханских группировок в конце XVIII в. у власти в Иране утвердилась династия Каджаров.
Первым представителем Каджаров на шахском троне был Ага-Мухам-мед, который короновался в 1796 г. После непродолжительного царствования Ага-Мухаммеда на престол вступил Фатх-Али-шах (1797—1834).
Иран делился на 30 областей, которыми управляли сыновья и родственники шаха. Правители областей были почти самостоятельными князьками. Они собирали в свою пользу пошлины и налоги, некоторые даже чеканили монету. Нередко между ними вспыхивали конфликты и вооруженные столкновения из-за спорных территорий. Правителями округов и районов, на которые делились области, назначались наиболее влиятельные местные ханы.
Большую роль в политической жизни страны играло мусульманское духовенство. В отличие от мусульман Османской империи — суннитов — иранские мусульмане были шиитами (от араб, «ши'а» — группа приверженцев, партия). Они считали, что возглавлять мусульман должны потомки Али — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Поэтому они не признавали халифов (в новое время османского султана-халифа) верховными руководителями мусульман. Шииты отрицали святость сунны. Они не признавали высшей власти шаха в делах веры. Это повышало политическую роль шиитского духовенства, которое при определенных условиях становилось центром оппозиции властям.
Суд носил религиозный характер. Малейшее неповиновение со стороны крестьян и ремесленников жестоко каралось. При Ага-Мухаммеде распространенным наказанием было выкалывание глаз. По стране бродили тысячи нищих слепцов, одним, своим видом внушавших страх перед шахским гневом.
Особенно невыносимым было положение порабощенных народов. Иранские феодалы стремились к новым захватам. В 1795 г. Ага-Мухаммед совершил поход на Грузию, во время которого был варварски разграблен Тбилиси, а 20 тыс. его жителей уведены и проданы в рабство. Грузинский народ и другие народы Закавказья искали у России защиты от агрессии иранских феодалов.
Основным занятием древних людей было собирательство. Почему?
Но даже довольствуясь дарами природы древние люди изготовляли орудия труда.
На их производство шел камень. Первым орудием труда было рубило-галька заострённая с одного края.
Какие действия мог выполнить человек с рубила?
Для производства рубила люди отбирали на берегу реки округлую гальку, и обра-батывали её, скалывая другим камнем с узкого края малень-кие кусочки.
Рубила были непрочны, быстро ломались, поэтому их нужно было изготавливать в большом количестве.
Другими орудиями древ- него человека были отщепы, образовавшиеся после обработки гальки.
Отщепы использовались как ножи и скребки при обработке шкур животных.
Кроме камня, для изготовления орудий люди использовали кости животных и рыб.
Из них, как правило, делали иглы и шило.