Салическая правда среди варварских судебников.Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды – судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских. Самые ранние среди германских правд: Вестготская правда короля Эриха V в. (сохранилась фрагментарно); Бургундская правда короля Гундобада конца V – начала VI вв.; Салическая правда короля Хлодвига I того же времени. В VII–VIII вв. появились редакции Рипуарской, Аламаннской и Баварскойправд. В VIII – начале IX вв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают тексты Фризской, Тюрингской и Саксонской правд. Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.
В использовании правд в раннее время действовал принципперсональности права. Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда – по правде Гундобада, вестгота – по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права. В империи Каролингов использовался уже территориальныйпринцип. Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.
Золотая Орда сообщение кратко
Золотая Орда образовалась в результате разделения империи Чингиз-хана на 3 части. Старшему сыну великого хана Джучи Бату (Батый) достался западный улус монголов. Батый решил выйти из состава Монгольского государства и основать свое независимое ханство. Ему это удалось сделать в 1266 году.
Территория Орды
Совершив несколько удачных набегов на территории других народов, Хану Батыю быстро удалось расширить свои владения. Огромная территория Золотой Орды раскинулась от Новгорода до Сибири и от Дуная до Японского моря. Это было мощное, несокрушимое государство. Обосновался хан в Поволжье, место было удобное для правления. Сюда стекались несметные дани, которые регулярно платили русские и другие народы.
Дани и налоги
Хан Батый держал в страхе огромные территории. Российские земли, кроме Сибири и дальнего Востока, вся Украина, Казахстан, Узбекистан стонали под гнетом ордынцев.
Основной «налог» для русских крестьян и ремесленников назывался «ясак». Он составлял десятую часть от дохода. Торговцы должны были платить «тамгу». Ежегодная дань для всех слоев населения, кроме священнослужителей, называлась «ордынский выход». Эту дань князья обязаны были лично доставлять в орду.
Столицы
• Первой столицей Золотой Орды был Сарай-Бату. Располагался он в 10 километрах от Астрахани. В кирпичном городе был водопровод, канализация. Во дворцах знатных татар были устроены бассейны, паровое отопление. Жители занимались ковкой знаменитых мечей, производством стекла. Город был (для того времени) огромных размеров – 36 кв. км. Проживало в нем более 100000 человек.
• Второй столицей стал Сарай-Берке, располагался он также на Волге, только выше по течению. Город с высоким уровнем благоустройства. Центр международной торговли. Самое большое количество монет чеканилось именно здесь.
Ислам
Народы Золотой Орды были кочевниками. Но процветали города, в которых жило многонациональное население. Разные обычаи, культура, вероисповедание людей не мешало совместному проживанию. Хан Мухаммед Узбек в январе 1313 г. ввел в Орде ислам, как единственную государственную религию.
Экономическое развитие
На юге государства население занималось скотоводством. Огромные табуны лошадей, стада быков, верблюдов, овец паслись на бескрайних степных пастбищах. А на севере и западе преобладало земледелие. Виноград, айва, груши, персики выращивались наряду с брюквой, капустой, репой. Сеяли пшеницу, ячмень В городах процветали ремесла такие как, кузнечное, гончарное, ювелирное, ткацкое. Хорошие дороги с обустроенными местами для отдыха (караван-сараи) послужили широкому развитию торговли. Морская торговля осуществлялась через Каспий и Черное море.
Распад
Когда скончался хан Джанибек (1357 г.), в орде началась война за власть. В течение четырех лет на престоле успели побывать 25 правителей. Первым отделился Хорезм, прекратила подчиняться Астрахань. Земли на Днепре завоевали литовцы. В 1380 году Дмитрий Донской победил войска Орды в страшном бою на Куликовом поле. Это стало началом распада некогда несокрушимой великой Золотой Орды. Еще совершались набеги на русские земли, но в открытый бой вступать татары не решались. В 1480 году Русь полностью избавилась от гнета татаро-монгольского ига.
Объяснение: