Типичный представитель пролетариата родился и вырос в сельской местности и приехал в город, чтобы работать на заводе в юном возрасте. Но, обычаи, ценности, мораль, поведение остаются нетронутыми даже после прибытия в новую городскую среду. Только со временем они начинают изменяться.
В пролетариате было два важных очага пребывания: фабрика и район (или жилой квартал). Именно в рамках этой среды они и действовали, следовали или вырабатывали правила игры, традиции и ценности. Среди традиционных обычаев и ритуалов: привальное и "коллективные кулачные бои" (стенка на стенку и так далее) были очень важны в укреплении личности представителей пролетариата. Привальное было не просто потребление алкоголя, но особый ритуал. Но, злоупотребление алкоголем оказало плохое влияние на жизнь пролетариата.
Но жизнь пролетариата не оставалась полностью традиционной. Например, к концу девятнадцатого века, питание рабочих уже стало "урбанизированным", характеризующимся потребление мяса и чая. Что касается стиля одежды, то действительно были такие, которые облачались в крестьянский стиль, а были и те, которые носили либо форму, либо копировали образы из города.
Среди нового, это было появление стремления и склонностей к просвещению или самообразованию. Образование, как известно, отличалось по гендерному признаку. У мальчиков были возможности учиться даже в сельской местности. Однако, серьезное желание учиться поощрялось в городе, где было много учреждений и возможностей для обучения пролетариата, такие как вечерние воскресные школы, различные музеи, библиотеки, популярные встречи для чтения (народное чтение) и тому подобное.
Среди проблем, можно очертить следующие:
1) Социальные (адаптация к условиям города).
2) Быстрая урбанизация привела к росту конкуренции (снижения зарплат) и «хватки» за рабочее место, что не позволяло, как раньше, и жить на второй фронт – сельское хозяйство.
3) Проблемы с жильем и качеством последнего. Следовательно – рост числа заболеваний.
4) Обнищание рабочих из-за задержки выплат.
В VI веке до н. э. кочевые племена саков напали на Мидию — основу будущей державы Ахеменидов. В 530 году до н. э. войска персидского царя Кира II были побеждены в сражении с саками-массагетами, под предводительством царицы Томирис. Персы не простили кочевников за эти поражения и в 519 году до н. э. Дарий I совершил новый поход на саков, чтобы окончательно сломить сопротивление кочевников.
Дарий I собрал более 300 тысяч воинов против саков. Покорив саков, он ослабил бы позиции причерноморских скифов, которые без своих восточных родственников могли покориться персам. Захватив Причерноморье, Дарий мог начать успешный поход против греческих городов-государств.
По легенде, простой пастух Ширак из одного сакского племени, предложил план, как завести армию Дария в безлюдную и безводную пустыню. Ширак изрезал своё лицо ножом, отрезал себе уши и нос и отправился в лагерь к персам. Когда его привели к Дарию, царь спросил, почему он предаёт свой народ, на что Ширак ответил, что хочет отомстить за издевательства над собой.
Персы поверили Шираку и отправились в поход. Ширак завёл их в безводную пустыню, многие персы погибали в пути от жажды и жары. Ширак обещал, что выведет войска к оазисам с водой, но войска всё шли и шли вглубь пустыни, а долгожданной воды не было. После того, как персы поняли, что Ширак обманывал их, он был убит. Персидские отряды с большими потерями вышли из пустыни, сам царь Дарий I остался в живых, но приказал покинуть земли саков[2][неавторитетный источник?].
Легенда о подвиге Ширака изложена в трудах Геродота, Страбона и Полиэна.