Жесткая централизация власти укрепила исполнительную вертикаль власти снизу вверх, это в определенной степени придало директивность, оперативность, результативность. Кроме того, централизация усилила единство, работа государственных и партийных органов слилась под руководством партийных органов.
Из-за того, что партия была одна и она имела огромную власть, это концентрировало полномочия и порсонализировало партию, ее аппарат и лидеры управленческих функций.
Конечно, это сказалось на жизни советского государства, поскольку в послевоенный период режим ожесточился, и последние надежды на демократизацию режима пропали. Централизация вылилась в репрессии и борьбу с инакомыслящими, любыми нелояльными людьми и даже с вымышленными врагами народа.
XVIII век в России принес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.
Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. К 1727 г. в России насчитывалось 46 епархиальных школ с 3056 учащимися.
В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерийская школа; в 1708 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразованы в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).
К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащимися (к середине века многие цифирные школы были присоединены к духовным училищам, а другие закрылись).
При Анне Иоанновне (1730—1740) дети солдат учились в гарнизонных школах.
При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.
Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.
В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.