Емельян Пугачёв, вождь восстания 1773–1775, родился в 1742 на Дону, в станице Зимовейской. Несмотря на то, что Пугачев был донским казаком, восстание под его предводительством началось среди казачества реки Яик (Урал). В середине XVIII столетия богатая войсковая старшина Яика возобладала над демократическим казацким самоуправлением. Старшины ввели произвольные налоги на ловлю рыбы, стали задерживать жалование рядовым станичникам. Уже в конце 1760-х вспыхнули вооружённые стычки между верхами и низами Яицкого войска. Императрица Екатерина старшине усмирить бедноту, но прислала на Яик следственную комиссию, сместила обвинённого в злоупотреблениях атамана Бородина и обязала войсковую канцелярию платить казацкое жалование без задержек. Однако произвол старшины вскоре возобновился. Рядовые казаки послали депутацию к царице, но президент военной коллегии Чернышев арестовал её и приказал бить кнутом.
Власти распорядились, чтобы яицкое войско послало несколько сот казаков на службу в прикавказский Кизляр, а также задержало движение калмыков, которые решили тогда уйти из России на свою прежнюю родину – Джунгарию. Старшина стала возлагать эти тяжкие службы на бедных станичников. 13 января казаки Яицкого городка двинулись с жалобами к дому главы следственной комиссии, генерала Траубенберга. Тот вывел солдат с пушками, но казаки разогнали их, убили Траубенберга и повесили собственного атамана Тамбовцева. Это выступление вскоре было подавлено отрядом генерала Фреймана, но глухое брожение не унималось
Важнейшим наследием эллинистического мира была культура, получившая широкое распространение на периферии эллинистического мира и оказавшая огромное влияние на развитие римской культуры (особенно восточных римских провинций), а также на культуру других народов древности и средневековья.
Афродита, Эрот и Пан. Скульптурная группа с о-ва Делос. 100 г. до н.э.
Афродита, Эрот и Пан. Скульптурная группа с о-ва Делос. Мрамор. Около 100 г. до н.э.
Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой области она формировалась в результате взаимодействия местных устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Сочетание этих элементов, формы синтеза определялись воздействием многих обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их культуры, социальной организацией, условиями экономической жизни, политической обстановкой и так далее, — специфических для данной местности. Даже при сопоставлении крупных эллинистических городов — Александрии, Антиохии на Оронте, Пергама, Пеллы и др., где греко-македонское население играло ведущую роль, отчетливо заметны особые для каждого города черты культурной жизни; тем яснее проступают они во внутренних областях эллинистических государств.
Однако эллинистическую культуру можно рассматривать как цельное явление: всем ее местным вариантам свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры, с другой — сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира. Развитие городов, товарно-денежных отношений, торговых связей в Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического облика человека, нового содержания его идеологии. В эллинистической культуре более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные культурные традиции.