1. Вызревание восстания 1863—1864 гг. в Польше, Литве и Беларуси было связано в первую очередь со стремлением белорусской шляхты возродить Речь Посполитую в границах 1772 г. Часть крупных помещиков надеялась достигнуть цели мирным путем без участия крестьянства. Сторонников такой тактики действий называли «белыми». Наиболее решительно настроенная часть шляхты связывала осуществление своих целей с подготовкой и проведением вооруженного восстания против самодержавия при поддержке крестьян. Сторонников такой тактики действий называли «красными».
Руководителем «красного» течения шляхетских революционеров в Беларуси был Константин Викентий Калиновский, позже, в белорусской советской науке, получивший имя Кастусь. Родился он на Гроднеищине в семье безземельного шляхтича. К революционной деятельности приобщился во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета. Вернувшись после учебы на Родину, он стал председателем Литовского провинциального комитета (ЛПК) в Вильно — центре «красных» в Литве и Беларуси, который возглавил подготовку вооруженного восстаний против царских властей, начавшегося в Польше в 1863 г. раньше времени и неожиданно для революционеров Литвы и Беларуси.
2. Свои взгляды К. Калиновский высказал в нелегальной революционно-демократической газете «Мужыцкая прауда», которую вместе со своими соратниками издавал в 1862— 1863 гг. В ней Калиновский пропагандировал идею народной крестьянской революции и сформулировал идею демократического народного государства: «...не народ для правительства, а правительство для народа». Призывы в газете он подписывал псевдонимом «Яська — гаспадар з-пад Вильни».
Однако отсутствие единого плана боевых действий, недостаток сил и оружия, объявление военного положения в белорусско-литовских губерниях и проведение карательной операции против повстанцев под руководством виленского генерал-губернатора М. Муравьева, разногласия между участниками восстания привели к поражению. Осенью 1863 г. вооруженное восстание в Беларуси было подавлено.
Арестованный К. Калиновский, находясь в тюрьме, написал и передал на волю три письма, известные под названием «Письма из-под виселицы» («Письма з-пад шыбеницы»). Из них следовало, что К. Калиновский не признавал московское или польское правительство своим для белорусов. Он призывал белорусский народ воевать «за свое человеческое и народное право, за свою веру, за свою родную землю». В последние минуты жизни, стоя под виселицей, К. Калиновский после объявления ему смертного приговора, в котором его назвали «дворянином», произнес: «У нас нет дворян — все равны!»
3. Среди участников восстания был уроженец Беларуси Зыгмунт Минейко, приговоренный сначала к расстрелу, позже замененного на 12 лет каторги в Сибири. В будущем он получил звание почетного гражданина Греции. Во время археологических раскопок Минейко обнаружил древний город, где находилось святилище Зевса. Как выдающийся инженер участвовал в строительстве спортивных объектов в Афинах к первым Олимпийским играм 1896 г. Как военный специалист принимал участие в Балканской войне 1912—1913 гг., за что удостоился высшей воинской награды Греции — Золотого креста заслуги.
Сосланный в Сибирь за участие в восстании 18-легний уроженец Витебщины Иван Черский составил первую геологическую карту побережья озера Байкал. Черский был помилован после 22-летней ссылки, получил за свои исследования три золотые медали Русского географического общества, его именем назван горный хребет в Забайкалье.
Шумерская цивилизация, наряду с египетской — древнейшая в мире: уже в конце IV тыс. до н. э. в Двуречье, в долине рек Тигра и Евфрата, образовалось классовое общество. Но, в отличие от Египта, культура Двуречья не была однородной. В ее создании участвовали шумеры — народ, говоривший на языке, не принадлежавшем ни к одной из известных нам языковых групп; аккадцы (вавилоняне и ассирийцы), пользовавшиеся одним из семитических языков, родственным древнееврейскому, финикийскому и арабскому; обитавшие в Северной Месопотамии и Северной Сирии хурриты и многие другие народы. Письменность в Двуречье была создана, по-видимому, шумерами. Аккадцы, а затем и другие народы Передней Азии заимствовали их систему письма (клинопись), и она служила на протяжении трех тысячелетий, постепенно эволюционируя и совершенствуясь.
Таким образом, изучая древнюю клинописную литературу, мы имеем возможность проследить пути становления литературы на самых ранних этапах цивилизации и в течение весьма длительного периода.
По числу сохранившихся произведений (известные нам литературные памятники исчисляются сотнями) клинописная литература далеко превосходит все остальные литературы Древности, кроме греческой и римской. Правда, объем клинописных литературных произведений по большей части невелик: на тяжелых и громоздких глиняных плитках трудно было записывать пространные тексты.