Стараннями царської цензури, скаржився Костомаров у 1871 р., українська література практично перестала існувати в межах Російської імперії. Після Валуєвського циркуляра громади було розпущено. Київська громада згорнула свою роботу восени 1864 р.
Широкое расселение славян в V-VII веках, взаимодействие с другими народами и их культурами, образование городских поселений и зарождение государственности привели к появлению культурных и диалектных различий внутри славянской общности. В силу исторических условий в развитии славян возобладали территориальные особенности, и на основе единой славянской общности стали складываться самостоятельные народности. Славяне, известные как анты, во второй половине V и VI веке расселяются по всей левобережной части Среднего Поднепровья. Это даже отмечает Прокопий Кесарийский. На юго-западе они распространились до Дуная, а на востоке - соседствовали с племенами, жившими вдоль побережья Азовского моря. Появление славян на Балканском полуострове, входившем в Византийскую империю, относится к началу VI века. Они пришли на землю Византии как дикие "варварские" племена для захвата добычи во время военных набегов. Первые зафиксированные византийскими историками нападения славян относятся ко времени правления Юстина (518-527 гг.) . Начиная с 527 года, набеги повторяются все чаще и чаще. Славян в их вторжениях поддерживают протоболгары (тюрки) и авары. Император Юстиниан (527-565 гг. ) для защиты государственных границ был вынужден выстроить сложную оборонительную систему вдоль Дуная, с противоположной стороны которого происходили набеги. Она состояла из крепостей, в которых постоянно находились воинские гарнизоны. Но и она не могла остановить вторжение славян, болгар и аваров. До середины VI века славяне ограничивались одними набегами и с добычей возвращались в свои земли, на территорию Среднего Подунавья. Затем они начинают постепенно расселяться на землях Империи, южнее Дуная. Византия оказалась бессильной помешать этому. В середине VI века славяне известны уже на территории Фракии, Иллирии, Италии. К 70-80 годам VI века относится проникновение славян в окрестности Фессалоник, одного из крупнейших городов Империи, и первая волна славянского переселения в Грецию. Сирийский хронист конца VI века пишет, что славяне " стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей: они опустошали, и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной, без страха ...они растеклись по земле и теперь распространились по ней... ". В течение VII столетия славяне полностью освоили Балканский полуостров. Постепенно смешиваясь с местными жителями, славяне осваивали культурное наследие Византии. В результате славянского расселения часть коренного населения постепенно растворилась среди пришлых племен.
Жена посадника исаака андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в новгороде; известна более под именем марфы посадницы. личность ее, по памятникам, рисуется не отчетливо; видно, что она была женщина умная, энергичная и любившая свободу. падения новгорода летописец начинает с 1471 г., со времени первого похода иоанна iii на новгород. в объяснение этого падения он приводит, между прочим, рассказ о сношениях марфы с казимиром, королем польским и великим князем литовским, что он называет изменой не только московскому князю, но и православию. в новгороде составилась значительная партия союза с казимиром, и во главе этой партии в начале княжения иоанна iii стояли борецкие. чувствуя за собой силу, партия борецких часто наносила оскорбления московским наместникам и довольно грубо отвечала на требования иоанна. в 1471 г. при выборе архиепископа жребий выпал не на ключаря пимена, любимца марфы, а на феофила, тяготевшего к москве. этим обстоятельством борецкая воспользовалась для окончательного разрыва с москвой: на бурном, по сказанию московского летописца, вече партия ее взяла верх, и к казимиру было отправлено посольство с предложением быть главою новгорода на основании древних установлений его гражданской свободы. иоанн пошел походом на новгород и в нескольких сражениях совершенно рассеял новгородскую рать, не подкрепленную казимира. новгород должен был подчиниться москве и присягнуть иоанну как своему верховному судье. на политическую свободу новгорода и на право его во внутренних делах иоанн не посягнул, но это не успокоило марфу и ее партию. к тому же новые обещания со стороны казимира не прекращались. партия литовская опять стала усиливаться и брать верх над московской. возникли столкновения между той и другой, и жалобы угнетенных призвали иоанна в новгород (1476). после того многие обиженные из новгородцев сами стали ездить в москву и искать там у великого князя . иоанн, знавший о сношениях партии борец-кой с казимиром и их приготовлениях и решившийся покончить с вечевой общиной, отправил посла в новгород спросить: какого государства хотят новгородцы, т. е. не желают ли они иметь великого князя как государя самодержавного, единственного законодателя и судью? такой вопрос поверг новгородцев в сильное смущение; всеобщим испугом воспользовалась партия марфы, подняла волнение, во время которого были перебиты многие из более ревностных сторонников москвы, и вновь обратилась за к казимиру. казимир, как и раньше, далее обещаний не шел, и новгород, несмотря на все противодействие марфы и ее партии, без борьбы впустил войска иоанна. на другой день по вступлении в город, 2 февраля 1479 г., иоанн приказал схватить марфу с ее внуком и многими боярами и отправить в москву; ее имения стали достоянием иоанна. незадолго до этого преподобный зосима, чудотворец соловецкий, прибыл в новгород ходатайствовать за свой монастырь, от которого слуги новгородских бояр отнимали угодия, необходимые для прокормления братии. святого отца пригласила к обеду марфа, которая вместе с некоторыми боярами по неразумению, своекорыстию и гордости не благоприятствовала основанию монастыря на соловецком острове. во время пиршества было преподобному видение: почудилось, будто шесть знаменитых бояр сидят без голов. пораженный этой картиной, святой прослезился и не мог ни пить, ни есть. никому он в это время ничего не сказал, но после открыл тайну ученику своему даниилу. вскоре видение преподобного оправдалось: великий новгород был взят царем иоанном iii, и те бояре, которых преподобный видел без голов, были казнены. марфу же сослали в , а дом ее разрушили до основания. из москвы марфа была отвезена в нижний новгород, при пострижении в монахини наименована марией и заключена в тамошний девичий монастырь. год смерти ее неизвестен
Стараннями царської цензури, скаржився Костомаров у 1871 р., українська література практично перестала існувати в межах Російської імперії. Після Валуєвського циркуляра громади було розпущено. Київська громада згорнула свою роботу восени 1864 р.