Вдревней греции и риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. древние греки называли его словом «полис» и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. вслед за учеными xix века слово полис часто переводится как город-государство. в связи с этим главная особенность античной жизни заключается в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия) . важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т. п. при этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью. одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис - это не стены, а, прежде всего люди, гражданский коллектив. римляне называли свое общество объединением граждан (civitas от латинского слова civis - гражданин) или просто римским народом (populus romanus). поэтому слово полис можно переводить как гражданская община. полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. недаром у индоевропейских предков античных народов числу «три» придавалось магическое значение. правда, в последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую общину как догосударственное образование. такой подход плодотворен тем, что позволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни и культуры растянутостью периода становления зрелой государственности. важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер. сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена. поэтому существовала целая система взаимных прав и обязанностей между обществом и личностью. важнейшими из этих взаимосвязанных прав-обязанностей были: а) право на земельную собственность, б) участие в защите родных рубежей, в) участие в политической жизни, то есть в обществом. человек, обладавший этими правами, считался гражданином. как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав (политика от слова «полис») . права гражданина были и его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с поражением в правах. гражданский статус - одно из высочайших достижений античной цивилизации, повторенное лишь западноевропейским обществом нового времени. в других обществах древности и средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением. в античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата , сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (то есть их единство) , наоборот, подчеркивалось правом и общественной психологией. небольшие размеры полисов позволяли сделать соблюдение прав и обязанностей внутри гражданского коллектива достаточно эффективным. сословно-классовое деление было, как бы выведено за пределы гражданского общества.
Борисфен (на острове Березань в устье Днепра) — первая греческая колония в Северном Причерноморье, позднее ее центр переместился севернее в Ольвию; основана ок. 647 г. до н. э.Тира (сейчас Белгород-Днестровский, основана ок. 502 г. до н. э.); ЮНЕСКО внесена в список 10-ти старейших городов мира, самый старый город (из существующих) Украины и вообще всей Восточной Европы.Ольвия (район Очакова, основана в первой четверти VI века до н. э., один из крупнейших полисов региона);Керкинитида (сейчас Евпатория, основана около 550 г. до н. э. ионийцами. В IV — ІІ вв. до н. э. находилась под властью Херсонеса, затем захвачена и практически разрушена скифами.);Херсонес Таврический (сейчас на его месте Севастополь; основан гераклейцами около 528 г. до н. э.) — важнейший город юго-западной Таврии; ослабленный борьбой со степными кочевниками и Боспором, попал в зависимость от Рима, позднее стал владением Византии. Его преемником стало княжество Феодоро.Калос-Лимен (у пгт Черноморское) — основан в IV в до н. э. ионийцами. В конце IV в до .н. э. был захвачен херсонеситами; стал ареной противостояния между греками и степными народами — скифами и сарматами. Уничтожен сарматами в І в н. э.Феодосия — основана в середине VI века до н. э., с 355 г. до н.э. — захвачена Боспорским царством. После гуннского нашествия — аланское, затем хазарское поселение, постепенно опустевшее. Возрождение началось с 1267 г., когда это место было выкуплено у татар генуэзцами под торговую факторию и где возродился город под именем Кафа;Пантикапей (позднее центр Боспорского царства (ныне Керчь, основан в самом конце VΙΙ в. до н.э или первой четверти VΙ в. до н. э.) с прилегающими к нему полисами и поселениями, также вошедшими в состав Боспорского царства: азиатской стороне Боспора Киммерийского: Гермонасса — основана милетянами в первой четверти VI века до н. э.Кепы — основаны милетянами в 580-е — 570-е годы до н. э.КоркондамаПатрей — основан не позднее третьей четверти VI века до н. э.Фанагория — основана вскоре после 543 года до н. э., крупнейший город на азиатской стороне Керченского пролива; реферат брала из энциклопедии, может