Рассказ о жизни крестьян в России в 19 веке В 19 веке крестьяне были самой многочисленной частью населения России. Поскольку Россия - страна большая, и условия жизни крестьян в ней очень варьировались в зависимости от климата, типа местности, состава почв (что определяло урожайность), размера деревни/села, близости дорог, расстояния до других сел и городов и так далее. Кроме того, крестьяне могли быть и относительно богатыми, которые нанимали батраков, и бедняками, которым едва удавалось не умереть с голоду, несмотря на тяжелый труд. Крестьяне много работали. С весны до осени вся семья работала в поле и на огороде, чтобы успеть вырастить и собрать урожай. Летом, особенно в страду (сбор урожая) вставали затемно и выходили в поле. Круглый год ухаживали за скотом, иногда животные пережидали сильные морозы в доме. Зимой крестьяне тоже не бездельничали: мужчины чинили инвентарь, изготовляли предметы домашнего обихода (плели лапти, вырезали ложки и т. д), женщины пряли, ткали, шили, вышивали. Вплоть до 0-го века многое в крестьянских хозяйствах было сделано своими руками. "Фабричное" стоило денег, поэтому ценилось. Благосостояние крестьянской семьи сильно зависело от того, сколько десятин земли было у семьи (десятина - старинная русская мера земли, около гектара). Малоземельные и безземельные крестьяне жили бедно. Крестьянские семьи были как правило многодетными. Дети с малых лет не просто родителям - они работали вместе с ними. Иначе было не прожить. Крестьяне были религиозны: повсеместно было принято ходить в церковь по воскресеньям, а в каждом доме в "красном углу" была икона. Каждый гость, входящий в дом, сначала снимал шапку и крестился на эту икону. В 19 веке во многих местностях уже были земские больницы, а также земские и церковноприходские школы. К сожалению, они были не везде, поэтому не всякий заболевший мог попасть к врачу или фельдшеру, а множество детей так и оставались неграмотными. Из развлечений у крестьян были праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и т.д.), поездки на ярмарки, у молодежи - гулянья и посиделки.
В XVIII в. города в Казахстане были основаны на базе военных крепостей в приграничной зоне (Семипалатинск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Петропавловск и др.). В XIX в. новые города появляются в глубине Степи как центры окружных приказов (Кокчетав, Каркаралинск, Акмола, Атбасар и др.).
Если в XVIII в. торговля казахов происходила в приграничных крепостях, то с XIX в. произошли изменения, связанные с проведением административных реформ, а также массовой крестьянской колонизацией. С 20-х годов XIX в. центрами торговли становятся и окружные приказы. Торговля России со степняками осуществлялась преимущественно через татарских купцов и приказчиков в силу знания ими казахского и русского языков.
Российские купцы скупали у казахов скот и продукты скотоводства, те, в свою очередь, приобретали у них сукно, холст, выделанную кожу, бязь, железо, чай, сахар, табак и деревянную посуду. Большим спросом у казахов пользовалась ветеринарная продукция. В первой половине XIX в. торговля России со Степью продолжала носить преимущественно меновой и неравный характер. Всеобщим эквивалентом служил годовалый баран (сек). Российские купцы, обменивая дешевые промышленные изделия на ценное скотоводческое сырье, получали огромные прибыли. Во второй половине XIX в. наиболее крупными центрами торговли стали Акмолинск, Павлодар, Каркаралинск, Баянаул, Кокчетав. Торговля осуществлялась в меновой и денежной формах.
В первой половине XIX в. возросло значение Казахстана как транзитной зоны для торговли Российской империи с центральноазиатскими государствами и с Китаем. Ежегодно в торговле использовали от пяти до шести тысяч верблюдов. Из Центральной Азии в Россию вывозили хлопок, шелковые ткани и ковры. Торговали в основном татарские и узбекские купцы. Базары располагались за пределами города. Значительно выросли товарообороты. Постепенно по мере развития торговля осуществлялась в денежной форме. За счет сборов с купцов Центральной Азии значительно пополнялась государственная казна.
Объяснение: