1. Выдели причины и последствия каждой из реформ Екатерины II. Какой символический смысл вкладывала Екатерина в сооружение памятника Петру I? Как ты думаешь, имела она на это моральное право?
Реформы.
-Губернская реформа была проведена потому, что в слишком крупных административных единицах местные власти плохо справлялись со своими обязанностями. В результате реформы управление действительно улучшилось этому и введение новых должностей полицейских надзирателей, приставов и т. д.
-Просвещённая императрица посчитала российские суды не достаточно цивилизованными, потому была проведена судебная реформа. В результате неё судопроизводство было упорядочено, дознание стали проводить без применения пыток. Однако судебные процессы по-прежнему были запутанными и давали чиновникам широкое поле для получения взяток.
-Учреждённая Петром I система образования не была в строгом смысле этого слова системой, потому что программы разных ступеней не продолжали одна другую. Кроме того, учебных заведений по-прежнему было мало. Согласно реформе образования была создана именно система, согласно которой человек начинал обучаться дома или в народном училище, продолжал в гимназии, а высшее образование получал в Московском университете (но мало кто проходил все три ступени, большинство к этому даже не стремилось).
Екатерина считала, что продолжает дело Петра Великого, реформируя Россию и превращаю её в европейскую державу. Не даром на памятнике основателю Санкт-Петербурга написано «Петру I Екатерина II», будто между ними устанавливается преемственность, в которую не попадают все императоры, правившие между ними. И действительно Екатерина имела на это моральное право, потому что при ней Россия была реформирована не меньше, чем при Петре I и несравнимо больше, чем при остальных императорах и императрицах эпохи дворцовых переворотов.
2. С конкретных фактов докажи, что дворяне при Екатерине II стали свободным сословием. Представь, что ты — сын (дочь) дворянина времён Екатерины II. Чем твоя жизнь будет отличаться от жизни твоего прадеда времён царя Алексея Михайловича? Сравни права и обязанности посадских людей эпохи Петра I и мещан по Жалованной грамоте. Представь, что ты - сын (дочь) купца или ремесленника времён Екатерины II. Как могла бы сложиться твоя судьба? Опиши, как могли проходить праздничный и будничный дни в семье купца и в семье дворянина конца XVIII века.
Дворяне при Екатерине были освобождены от обязательной службы и всех налогов (но должны были платить налоги крестьян в казну), их не могли арестовывать без суда и лишить имущества даже за преступление. Дворяне освобождались от телесных наказаний, потому на историческую сцену вступили «непоротые поколения», как назвали их А.С.Пушкин. Несмотря на абсолютизм в России у дворян были свои дворянские собрания. Всё это делало дворян по-настоящему свободным сословием единственным по-настоящему свободным в России. Обычный день дворянина, особенно не служившего или уже вышедшего в отставку мог состоять из хозяйственных дел в имении, которые чередовались с чтением книг и занятием искусствами. Его жизнь сильно отличалась от жизни дворянина времён Алексея Михайловича.
Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно полно. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и Сырдарье дали яркие и выразительные материалы, которые позволяют представить характер жилищ ранних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее основные типы, узнать об орудиях труда и оружии этих племен. Основными типами жилищ ранних кочевников является юрта. Другой тип жилья - большая повозка, запряженная быками и верблюдами. Внутри она застилалась коврами и кошмами, в зависимости от состояния владельца. Шерстяные ткани были местного производства, шелковые привозили из Китай в обмен на скот.
Таким образом, несмотря на сильное желание современных историков видеть их оседлым, городским народом, гунно-усуньские этносы I тысячелетия до нашей эры были в основной массе кочевыми скотоводами. В периферии кочевого мира были оседло-земледельческие оазисы, служившие в качестве зимовок - поселений. Некоторые из таких поселений имели вид укрепленных городищ. Таковы гуннские поселения в Сибири, укрепленное поселение Чигу у усуней, городища Актобе, Кокмардан и другие у кангюев.
Римский историк Приск оставил описание ставки Аттилы в Паннонии. По его словам, она была подобна «обширнейшему городу» - «площадь дворца опоясывалась громадной оградой, ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего весь варварский мир, подобное обиталище предпочитал он завоеванным городам» .
Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын» : Козы-Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений располагались могильники. Мужчин хоронили с оружием - кинжалами, мечами, с луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус.
На территории расселения кангюев и усуней обнаруживается высокоразвитое гончарное дело.
В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг.
Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль) . В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.
Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.