григорий осифович засекин. до недавнего времени это имя мало о чем говорило самарцам. а между тем именно этот князь, способный и предприимчивый государственный деятель времен иоанна грозного и бориса годунова, был основателем и первым воеводой самарской крепости.конный памятник князю григорию засекину установлен в самаре 12 сентября 2014 года на полевом спуске волжской набережной. материал - бронза, постамент - гранит, общая высота - 12 м, скульптор - карен саркисов, архитектор дмитрий стебнев. самара впервые обрела памятник своему основателю. восьмиметровый засекин верхом на коне отлит из бронзы, его взгляд устремлён в сторону старого города. в руке - хоругвь с изображением спаса нерукотворного как символ богоудных дел и защиты города от врагов. князь григо́рий о́сипович засе́кин - государственный деятель, первый воевода городов-крепостей на волге — самары (1586), саратова (1590) и царицына (1589).
самым ярким периодом в служебной карьере григория засекина стало строительство совместно с опытным фортификатором фёдором ельчаниновым крепости самара. строительство было начато в мае 1586 года, а уже в сентябре воевода засекин принимал в гостях крымского царевича.
григорий засекин не ошибся, определив место крепости не там, где река самара впадает в волгу, как предполагалось вначале, а в нескольких верстах от волги, на возвышении. в середине xvii века волга пробила себе новую дорогу, ее русло сдвинулось на восток и пролегло прямо перед городскими стенами. так, почти век спустя, в полной мере выявилась дальновидность и точность выбора места для города.
память князя григория засекина увековечена так же названием одной из улиц в старой части г. самарыв 2007 году его имя присвоено бывшей карбюраторной улице – самой первой, считая от реки самарки. улица соединяет хлебную площадь с улицей водников и мостом через самарку.
Сходства и различия древней греции и древнего рима.
Критерий сравнения
Греческая культура
Римская культура
Общие черты общества и культуры
Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур
Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства
Религия
Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей
Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антро взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии
Искусство
Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство»)
Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик
Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания
Архитектура
Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания
Понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих
Скульптура
Открытые пластичные формы; отношение к форме, объему, пространству основано на концентрической динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности
Сосредоточенные, большей частью заключенные сами в себе образы; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета утрате черт натурализма
Литература, театр
Развитию литературы предшествует устное народное творчество, тесная связь театра с жизнью полиса
На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Развитие литературных жанров, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом; расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику
Жанр сатуры; комедия масок – ателлана; очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства было революционным, зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития
Письменность и язык
Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения
Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация
Наука
Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук
Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим нау
кам
Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии
Быт
Относительно большая свобода женщины, полная власть детей над отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме
Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия.