Мир монахов на протяжении столетий вдохновлял и формировал цивилизацию европейского Средневековья. Что же известно нашим современникам о повседневной жизни монашества, о том, как они молились, как готовились к смерти, что читали, чем питались, как спали? Лео Мулен - признанный специалист в области истории и социологии религии. Он изучил множество самых различных источников: хроник и сборников обычаев, посланий основателей орденов и житий святых, а также научных трудов, посвященных этой проблематике. Автор убедительно и живо показывает, как, уповая на Промысел Божий, жили в эпоху Средневековья эти люди огня, железа и веры.
История вообще никому не ведома, кроме специалистов, да и то при условии, что они осваивать область своих исследований. Еще менее нам известно об истории Церкви. Что же касается истории монашества, то, за исключением григорианского пения и архитектуры, а также нескольких не особенно древних шуточных и фольклорных сюжетов, это — настоящая «терра инкогнита» на материке истории Средневековья.
В Средние века стали возникать новые еретические учения. Жители средневековых городов, богатевших за счет торговли и ремесла, высоко ценили свою свободу. Их тяготила зависимость от власти сеньора и церкви. Больше всего грамотных людей было среди горожан. Читая Библию и другие религиозные книги, они задавались вопросами об устройстве мира, отношениях между человеком и Богом. ответы церкви на эти вопросы не могли их удовлетворить.
Людей, задумывавшихся о том, почему в мире столько несправедливостей, не устраивало подчас невежественное толкование Библии католическим духовенством. Многие европейцы были недовольны порядками, царившими в католической церкви. Некоторые священники даже не знали грамоты, а свои должности получали благодаря родственным связям. Алчность духовенства доходила до того, что высокие посты в церкви можно было купить за деньги. Роскошная и грешная жизнь католического духовенства была совсем непохожа на простую и праведную жизнь Иисуса Христа, его апостолов и первых христиан. Поэтому все больше сторонников приобретала идея о восстановлении «истинной» церкви, основанной на равенстве и справедливости. В обществе, полагали они, не должно быть разделения на богатых и бедных, и все должны трудиться