Наиболее радикальным взглядами на общественное устройство отличался А.Н Радищев, написавший в 1790 г. опальное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». Задание: Прочитете небольшие отрывки из данного произведения и ответье на вопросы письменно в тетради.
Из главы «Зайцово»:
«Гражданин, в каком бы состоянии небо родиться ему не сулило, есть и пребудет всегда человек; а доколе он человек , право природы, яко обильный источник благ, в нём не иссякнет никогда; и тот, кто дерзнёт его уязвить в его природной и ненарушимой собственности, тот есть преступник»
Вопрос: Какие общественные идеи нашли отражение в этом отрывке?
Из главы «Хотилово»:
А. «Но кто между нами оковы носит, кто ощущает тяготу неволи? Земледелц!
Кормилец нашея тощеты, насытитель нашего глада, тот, кто даёт нам здравие, кто житие наше продолжает, не имея права распоряжати ни тем, что обрабатывает, ни тем, что производит».
Б. «… в начале общества тот, кто ниву обработать может, тот имел на владение ею право, и обрабатывающий её пользуется ею исключительно… У нас тот, кто естественно имеет к оному право, не токмо от того исключен совершенно, но, работая ниву чуждую, зрит пропитание своё зависящее от власти другого!».
Вопрос: Что автор подвергает критике в приведенных высказываниях? Какие аргументы он приводит для обоснования своей позиции?
Демократия - государственная форма правления, при которой гражданам даётся право на принятие политических решений .
Что касается Афин, то Афины с 500- 320 были демократическим городом - государством. Граждане могли принимать участие в Народном собрании, занимать государственные должности. Скажем так, что демократия не распространялась только на женщин, рабов, чужеземцев. Они не могли претендовать на участие в делах государства. Но в Афинах уже прослеживались зачатки современной демократии. Граждане уже наделялись правами , имели возможность быть под защитой государства ( суды)
Если рассматривать власть фараонов В Египте, то тут не приходится говорить о демократии. Власть была только в руках фараонов . В Египте процветал культ фараона, который приравнивался к Богу. В Руках фараона были все государственные функции. Обожествление фараона , отражало власть монарха, как неограниченного главы государства ( Египта)
Вывод : Афинская демократия была более прогрессивной формой правления, нежели монархия фараона
Подробнее - на -