1.Соляной бунт 1-10 июня 1648г.
Произошёл в Москве.
Причины: Тяжёлые поборы и повинности, высокий налог на соль. Люди не могли засолить продукты.
Итоги: Толпа растерзала чиновников Л.С.Плещеева, Н.Чистого, Траханиотова. В 1649г. было принято Соборное уложение, которое ликвидировало "белые" слободы.
2.Медный бунт. 25 июля 1662г.
Произошёл в Москве.
Причины: Высокие налоги, введение медных монет, обесценивание денег, одна серебренная монета стоила как 4 медных, платили за работу крестьянам медными монетами, а дань брали серебренными.
Итоги:Изъятие из оборота медных денег.
3.Хлебный бунт. Проходил с 15(25) марта по 28 апреля(8 мая) 1650г. В Новгороде и Пскове одновременно.
Причины:
Известие об отправке хлеба в Швецию в счёт погашения долгов правительства, городам грозил голод, неурожайная погода.
Итоги:
Подавление восстания правительственными войсками.
4.Восстание Степана Разина (поход за зипунами): 1670-1671г. Дон.
Причины:
Усиление крепостного гнёта (Соборное уложение в 1649г.), осложнение отношений правительства с Донским казачеством.
Итоги:
Подавление восстания, Казань С.Разина.
5.Восстание Степана Разина(Крестьянская война) 1670-1671г.
Дон, Поволжье.
Причины:
Попытки Москвы урезать автономию Дона. Расслоение казачества, ужесточение крепостного права.
Итоги:
Восстание подавлено, Разин казнён.
6.Восстание Василия Уса 1666г.
Дон.
Причины:
Правительство отказалось принять казаков на службу.
Итоги:
Восставшие рассеяны Стрельца.
7.Соловецкое восстание(Соловецкое "сидение") 1668-1676г.
Соловецкий монастырь.
Причины:
Церковные реформы патриарха Никона, жестокость курса церковных преобразований, представление народа о старой вере, как истинно православной и единственной.
Итоги:
Дальнейшее противостояние в стране староверов и официальной церкви.
17 век стал временем крупных перемен в культурной жизни России. Росла грамотность населения, Печатались буквари, азбуки, грамматики, другая учебная литература. Сохранялись и рукописные традиции. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения.
Стали распространяться сатирические сочинения, произведения философского плана. Новым явлением в литературе стало стихосложение.
Культура и быт русского народа в XVII веке испытали качественную трансформацию, выразившуюся в трех направлениях: обмирщение, проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол.
Первые два направления были связаны между собой, третья — была скорее их следствием.
Обмирщение, и европеизация сопровождались движением общественного сознания к расколу. Недаром XVII век вошел в историческую литературу как "бунташный век": волнения и бунты чередой с его начала до самого конца.
Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.
Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию.
Немецкая слобода на реке Яузе под Москвой стала "уголком Западной Европы в самом сердце Московии".
Многие иноземные новинки- театральные представления, балы, наряды, кулинарные блюда- вызывали интерес у русской знати. Некоторые влиятельные вельможи из царского окружения - Нарышкин, Артамон Матвеев - становились сторонниками распространения европейских обычаев, свои дома устраивали на "заморский манер", носили западное платье, брили бороды и т. п.
Многие полагали, что на западный манер надо было переделывать многое, но далеко не все.
О необходимости совершенствования российской жизни с учетом не только лучшего в Европе, но и недостатков и пороков, имевшихся в европейской действительности, писал хорват Крыжанич, живший в России.
В духовно-идеологической сфере начинали сталкиваться позиции российских западников и проводников национально-культурной самобытности России.
Перед общественным сознанием вставали вопросы, вызванные историческим развитием страны.
В стабилизировавшей свою государственность России обнаружился мощный геополитический потенциал. Активная часть русского общества, ощутив новизну ситуации, серьезно задумалась о месте России в мире.