Центральным вопросом была выработка программных документов:
Н.М.Муравьев написал «Конституцию», П.И.Пестель – «Русскую правду». Это
были две выдающиеся политические программы, обогатившие революционную мысль
в России. Конституция Муравьева, отражавшая взгляды умеренной части членов
Северного общества, была менее радикальной, чем республиканская «Русская
правда» Пестеля, хотя многие положения этих документов похожи.
Разногласия имелись по вопросу о государственном устройстве России.
Н.М.Муравьев предложил конституционную монархию с предоставлением
законодательной власти парламенту – Нородному вече, а исполнительной власти
– императору (эта власть переходила по наследству). П.И.Пестель
высказывался за республиканский строй. Законодательная власть – парламенту
(тоже Народному вече), а исполнительная – Державной думе, избираемой на 5
лет в составе пяти человек. Ежегодно один из пяти членов думы становился
президентом республики, а после выбывал из ее состава.
В аграрно-крестьянском вопросе оба автора настаивали на немедленном и
полном уничтожении крепостного права. Но в вопросах наделения крестьян
землей имели место разногласия. Н.М.Муравьев предусматривал предоставление
крестьянам приусадебного участка и двух десятин пахотной земли на двор.
П.И.Пестель предлагал другой проект. Вся земля делилась на общественную и
частную. Общественные земли нельзя было продавать, покупать, закладывать.
Ими безвозмездно наделялись крестьяне. Для образования фонда общественных
земель Пестель считал возможным частичную конфискацию помещичьей земли.
Также проекты предусматривали введение в России широких
демократических свобод, отмену сословных привилегий, облегчение военной
службы солдат.
Имелись расхождения в избирательном праве. «Русская правда» предлагала
неограниченное избирательное право для всех мужчин с 20 лет. «Конституция»
ограничивала это право высоким имущественным цензом, исключая из
политической жизни малоимущее население.
В целом «Русская правда» была более прогрессивной, чем Конституция,
однако для своего времени они носили передовой характер и были программами
революционных преобразований.
Борис Годунов был фактическим преемником Грозного, и ему пришлось столкнуться с теми же проблемами, что и Ивану IV. Годунов сознавал, сколь необходимы для России торговые и культурные связи со странами Западной Европы, и деятельно заботился о расширении торговли с Западом. В 1603 году русское правительство вело в Москве переговоры с посольством Любека и Штральзунда. Немецкие города добивались права беспошлинной и свободной торговли на всей территории России. Они желали открыть немецкие торговые дворы в Москве, Новгороде, Пскове, Ивангороде и просили разрешить немецким купцам чеканить монету на русских денежных дворах.
С ганзейских городов русское правительство надеялось наладить морские сообщения с западноевропейскими страдами через Ивапгород и устье Наровы. Однако Швеция, располагавшая первоклассным флотом на Балтике, решительно препятствовала всем попыткам такого, рода. Ссылаясь на условия Тявзинского вечного мира, шведы блокировали Ивангород с моря.
Главными морскими воротами страны в начале XVII века оставались пристани в устье Северной Двины. По-прежнему основным торговым партнером России была Англия. Однако торговля английской компании в Москве клонилась к упадку.
Будучи осведомлен об убытках Московской компании, Борис был не прочь предоставить англичанам некоторые дополнительные льготы, с тем чтобы оживить англо-русскую торговлю. Кроме того, он подтвердил торговые привилегии, ранее предоставленные Московской компании. В начале XVII века англичане держали свои торговые дома (фактории) в Москве, Ярославле, Вологде, Холмогорах и Архангельске. На севере за членами компании были закреплены пять пристаней (в Корельском Устье, на Печенге, Варзуге, Мезени и Шупге), тогда как за голландскими купцами — только две (на Коле и в Пудожском устье Двины). На Коле получили право приставать также и французские корабли.
Развитие торговли со странами Запада знакомству русских с достижениями западноевропейской культуры. В Москве возникли проекты преобразований, имевшие целью развитие просвещения в России. По свидетельству современников, Борис Годунов лелеял планы учреждения в Москве университета и школ, в которых преподавали бы ученые, приглашенные из-за рубежа. По словам Конрада Буссова, Годунов предполагал выписать знающих людей из всех главнейших европейских стран — Англии, Германии, Испании, Италии, Франции, с тем чтобы с их наладить преподавание в Москве и обучить русских людей всем основным европейским языкам1. Отпуская за рубеж разного рода иноземцев, царь нередко поручал им приискивать за границей ученых людей, согласных поехать в Москву.
Вторая Пуническая война (называемая также римлянами «войной против Ганнибала» и Ганнибаловой войной, 218—201 до н. э.) — военный конфликт между двумя коалициями, во главе которых стояли Рим и Карфаген, за гегемонию в Средиземноморье. В разное время на стороне Рима воевали Сиракузы, Нумидия, Этолийский союз и Пергам, на стороне Карфагена — Македония, Нумидия, Сиракузы и Ахейский союз.
Официальной причиной войн стала осада и взятие испанского города Сагунта (союзника Рима) карфагенским полководцем Ганнибалом. После этого римляне объявили Карфагену войну. Поначалу карфагенская армия под предводительством Ганнибала одерживала верх над римскими войсками. Самой значительной из побед карфагенян является битва при Каннах, после которой в войну на стороне Карфагена вступила Македония. Однако римляне вскоре смогли перехватить инициативу и перешли в наступление. Последним сражением войны стала битва при Заме, после которой Карфаген запросил мира. В результате войны Карфаген потерял все свои владения за пределами Африки, Рим же стал сильнейшим государством западного Средиземноморья.
Объяснение:
не забудьте нажать