Японское экономическое чудо — исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Среди причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.
Стремительные темпы роста в кратчайшие сроки позволили Японии не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи (номиналу), последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ, СССР и уступая лишь США[1][2]. Второй экономикой мира Япония числилась более 40 лет: с 1968 года, уступив Китаю лишь в 2010 году[3].
Отличительными чертами японской экономики в период «экономического чуда» были:
объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции и банков в тесно связанные группы, называемые кэйрэцу;
взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством;
гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях;
активное профсоюзное движение.
Д-р экон. наук Андрей Белоусов относит прекращение «чуда» к 1985 году, когда Япония подписала знаменитые Плаза-соглашения (по имени отеля, в котором они подписаны), в результате которых иена ревальвировалась (выросла) в 1,5 раза, а темп экономического роста в Японии упал с 8 % до 2 %[4].
Определяющим в жизни сельских общин было натуральное хозяйство, основанное на самообеспечении как продуктами питания, так и немногочисленными товарами, орудиями труда или быта. Рынок, а значит и связи между селами или селами и городами играли незначительную роль.4) Социально-политическое устройство общества еще можно в общем считать феодальным. Это означает, что политическая власть осуществлялась на личной основе, так сказать была «собственностью» местных феодалов, которые были хозяевами на своей территории. Владение землей и политическая власть — это два понятия, которые в аграрном обществе образуют единое целое. Такое политическое устройство имело своим следствием и характерную социальную иерархию, место в которой как правило передавалось по наследству (сословный строй). Западноевропейское аграрное общество в общем можно назвать обществом сословий. 5) В аграрном обществе существовал так называемый традиционный образ правления [см. Три типа правления Макса Вебера]. Традиционный образ правления осуществляется на основании повседневной практики или рутины, которая считается неприкосновенной и священной. Примерами его являются роль и положение «отца семейства» или выводимые из этого понятия роль и статус государя — верховного сеньора. 6) В качестве последней характерной черты аграрного общества назовем здесь тот факт, что только совсем незначительное число людей умело читать и писать: большая часть населения была неграмотна. Это явление связано с мелкомасштабностью многих проявлений повседневной жизни, в результате чего достаточно было устной передачи знания, а также с принятием традиционного образа правления. Традиционные отношения, которые уже в силу своего длительного существования приобретают некую обоснованность и законность, находят свое подтверждение в устных контактах.