Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенос, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.
Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие.
Первый список чудес света приписывается Геродоту. Список появился в Древней Греции в V веке до н. э.. Все чудеса находились на острове Самос. Это перечисление состояло из трёх чудес света:[1]
Акведук в виде тоннеля, Дамба в порту на острове, Храм богини Геры. Позже список расширился до семи чудес. В III веке до н. э. появился новый список чудес. Его источником историки считают небольшое стихотворение авторства Антипатра из Сидона (англ.) (также существует версия, что его написал Антипатр из Фессалоник (англ.)):[1]
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно И колесницам; видал Зевса в Олимпии я, Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса И пирамиды — дела многих и тяжких трудов; Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч, Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа Солнце не видит нигде равной ему красоты.
Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н. э. или знаменитый механик 3 в. до н. э.) «О семи чудесах». Вероятно, после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой; дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римское время — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег,
Почитай: Международные отношения в 16 – 17 вв.Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры европейских держав Нового времени имели важные последствия для будущих эпох. Многие конфликты, зародившиеся в это время, так и не получили разрешения до 20 в., а их отголоски были слышны в Первой и Второй мировых войнах. Крупнейшими государствами, доминировавшими в политике того времени, были Франция, Англия и габсбургская Испания. Францию со всех сторон окружали владения Габсбургов – испанских и австрийских. Между Францией и ними постоянно возникали территориальные споры. Крупнейшим из франко-испанских конфликтов стали Итальянские войны, в которые были втянутые итальянские государства и немецкие княжества. Острые противоречия возникли в 16 в. между Англией и Испанией, правители этих государств были одержимы идеей - построить всемирную католическую монархию. В таких условиях чрезмерное усиление одной из трех держав немедленно вызывало сближение двух других, а к ним, в свою очередь, примыкали государства-соседи. Из-за возникшей ситуации политических противовесов система получила название европейского баланса. Однако сохранять баланс было сложно. На политической карте появлялись новые государства, страны со сменой государя получали иную религию – все это нарушало стабильность в Европе. В начале 17 в. существенную роль стала играть Швеция, подчинившая Норвегию и Финляндию и боровшаяся за польские датские, и прибалтийские земли. Другой важный фактор – проникновение в Европу нового опасного соседа: Османская империя, занимавшая огромные пространства Азии и Африки, покорила Балканский полуостров и вплотную приблизилась к владению австрийских Габсбургов. С одной стороны, турецкая угроза заставляла европейцев сплотиться, несмотря на межконфессиональные противоречия (в 16 – 17 вв. постоянно велись переговоры о совместном крестовом походе против турок австрийских, немецких, испанских, итальянских и русских войск). С другой стороны, европейские страны вступали и в союзы с турками: Франция – чтобы ослабить Габсбургов, Англия – ради прибыльной торговли. Конфликт, из-за религиозных разногласий между ведущими европейскими державами, разгорелся в начале 17 в. Война продлилась с 1618 по 1648 г. Враждебные друг другу блоки начали формироваться в Германии, где возникло политическое объединение протестантских княжеств – Евангелическая уния, во главе с кальвинистом Фридрихом Пфальцским; в противовес им католические князья создали Католическую унию, возглавленную Максимилианом Баварским. Протестантов поддерживали католическая Франция, Республика Соединенных провинций, Англия и Швеция. Католическая уния объединила германского императора и испанских Габсбургов. Поводом к войне послужило восстание протестантов в Чехии. Чехи призвали на престол Фридриха Пфальцского; против них двинулись войска Католической лиги. Разгромив в 1620 г. Чешских протестантов в битве у Белой Горы, армия католиков двинулась победным маршем по немецким землям и изгнала Фридриха из его владений. Неудачи протестантов вынудили датского короля вступить в войну. Однако и его армию разбил талантливый полководец на службе у Католической лиги Альбрехт Валленштейн. После этого в войну вступила Швеция. Именно ей протестанты были обязаны своими успехами.
Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие.
Первый список чудес света приписывается Геродоту. Список появился в Древней Греции в V веке до н. э.. Все чудеса находились на острове Самос. Это перечисление состояло из трёх чудес света:[1]
Акведук в виде тоннеля,
Дамба в порту на острове,
Храм богини Геры.
Позже список расширился до семи чудес. В III веке до н. э. появился новый список чудес. Его источником историки считают небольшое стихотворение авторства Антипатра из Сидона (англ.) (также существует версия, что его написал Антипатр из Фессалоник (англ.)):[1]
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.
Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н. э. или знаменитый механик 3 в. до н. э.) «О семи чудесах». Вероятно, после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой; дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римское время — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег,