сарматские племена жили на территории казахстана с viii в. до н.э. до v в. н.э. начиная с iii в. до н.э. название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов.
появление этого названия совпадает с началом интенсивного движения в 111-11 вв. до н.э. сарматских племен на северный кавказ и в северное причерноморье.
сведении о сарматах писали древне греческие и римские диодор, плиний, полибий. в трудах геродота говориться что сарматы говорили на скифском языке.
памятники расположены по долинам рек, в основном жайыка (урал), илека, эмбы. в местности сарыкамыс до поселка кульсары встречаются глиняные насыпи.
во ii в. до н.э. савроматы, постепенно захватывая земли в междуречье волги и жайыка, дошли до земель северного причерноморья. совершали походы в страны передней азии, на кавказ и в парфию. эти племена связывали культуры центральной азии и причерноморья.
археологические памятники устюрта - байте, терен. при раскопках этих памятников были найдены молитвенные места, где совершались жертвоприношения, групповые молитвы. здесь имелись покрытые камнем, округлые оградительные сооружения, каменные жертвенники. по кругу были поставлены каменные столбы с изображениями (идолами).
их число достигло 30-40. в молитвенных местах встречается остатки пепелищ, что указывает на поклонение даев-массагетов огню и солнцу. в местностях дыкылтас и устюрт в западном казахстане обнаружены погребения байте, карамонке и терен, относящиеся к эпохе железа.
найденные святилища относятся к iv-ii вв. д.н.э. святилище - место отправления культов в первобытной религии - пещера, огороженный участок, постройка и т.д. даи-массагеты поклонялись огню и солнцу, доказательством этому являются остатки пепелищ найденных в молитвенных местах.
савроматы были родственниками даям, массагетам и исседонам. из записей геродота и персидского цари ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до н.э. арало-каспийский регион был населен племенами дахов (даев, дагов), саков-массагетов. союз даев состоял из нескольких родов и племен.
в 248-247 гг. до н.э. арсак (аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал, большую часть парфии (территория современного ирана) и соседние районы гиркании, основал здесь династию аршакидов.
Дзержинский Феликс Эдмундович (1877—1926), революционер, советский государственный деятель, первый председатель ВЧК (с декабря 1917 г.).
Родился 11 сентября 1877 г. в имении Дзержиново (Столбцовский район Минской губернии; ныне Белоруссия) в глубоко религиозной польской дворянской семье. Детство провёл в родовом имении под Вильно (ныне Вильнюс). Решил стать священником, но от принятия сана его отговорил дядя-ксёндз.
В 1884 г. Дзержинский впервые познакомился с идеями марксизма, войдя в социал-демократический кружок Виленской гимназии. Через год оставил учёбу и полностью посвятил себя революционной работе.
На протяжении 20 лет жизнь Дзержинского — это аресты, тюрьмы, ссылки, побеги. Он несколько раз приговаривался к смертной казни. В 1906 г. нелегально побывал в Стокгольме, где проходил съезд РСДРП; там впервые встретился с В. И. Лениным.
В 1917 г. во время Февральской революции вместе с другими политзаключёнными был освобождён из московской Бутырской тюрьмы.
В августе 1917 г. стал членом ЦК РСДРП(б), вошёл в состав ВРК по подготовке вооружённого восстания. Принял активное участие в Октябрьском перевороте.
17 декабря 1917 г. был назначен председателем ВЧК. Непреклонный и жёсткий борец с любым инакомыслием, Дзержинский стал одним из руководителей красного террора. Именно он вместе с Лениным выступил инициатором гонений и высылки за границу представителей русской интеллигенции, изъятия церковных ценностей, расстрела священнослужителей.
В 20-х гг. Дзержинский возглавлял Народный комиссариат путей сообщения, был председателем Комиссии по борьбе с беспризорностью, в 1924 г. стал председателем ВСНХ.
Скоропостижно скончался 20 июля 1926 г. в Москве после участия в работе пленума ЦК ВКП(б).
Дзержинский вошёл в историю России как «железный Феликс», «рыцарь революции — бескомпромиссный борец за большевистские идеи».