1. Крестьяне получили личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Оставшуюся сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течении 49 лет.
2. До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.
3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов.
4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами».
5. Крестьяне получали право заниматься предпринимательством, вступая в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе от феодализма к капитализму.
Освобождение крестьян интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.
Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было.
Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.
С освобождением крестьян уходил в старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства.
Таким образом, иные условия общественно-политической и социальной жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.
Реформа была следующей:
-Креститься тремя перстами, а не двумя;
- говорить не Исус, а Иисус;
- кланятся в пояс, а не до земли.
Патриарх Никон,скорее всего, исходил из благих намерений. Из-за 300-летнего татаро-монгольского ига Россия утратила связи с греческой Православной Церковью, и поэтому церковные книги переписывались с неточностями, которые всё увеличивались. Исправление этих неточностей и было призванием Никона.
Но, к сожалению, Никон решал всё лично, а должен был решать соборно. И из-за этого многие стали считать, что священник не старое восстанавливает, а новое вводит, что совсем не допустимо в церкви, поэтому его действия вызвали несогласие, бунты и раскол.