Яса (монг. Их засаг хууль — закон великой власти; тюрк. Ясақ) — название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками. Ни в монгольском подлиннике, ни в полном переводе Яса до нас не дошла. Мы знаем её по сообщениям и выдержкам персидских и арабских историков монголов. Традиционно принято считать, что наиболее подробные сведения о составе Ясы Чингис-хана содержатся в трактате египетского писателя XV в. ал-Макризи. Именно у него черпали информацию о составе Ясы все интерпретаторы от П. де да Круа до В. Я. Рязановского и Г. В. Вернадского.
Д.Айалон высказал мнение, что эти сведения о Ясе — вымысел автора. Он считал, что Ал-Макризи стремился опорочить правительство мамлюков и с этой целью пытался показать, что они включили монгольские юридические нормы в свои законы. Такой же точки зрения придерживались другие исследователи: Д.Морган и Д.Эгль.
И. де Рахевильц полагает, что Яса существовала как устный свод запретов и правил, в который было запрещено вносить изменения. Однако Яса не представляла собой четко разработанного юридического кодекса, скорее это была компиляция различных установлений, правил и табу, установленных Чингисханом с некоторыми дополнениями в правление Угэдэя. Текст Ясы не сохранился, однако многие сюжеты известны в пересказе других средневековых источников. С течением времени значение Ясы упало вследствие разделения Монгольской империи на несколько самостоятельных частей, в которых определяющую роль имели местные юридические традиции.
Ясой также занимался П. Рачневский. Он полагал, что при Чингис-хане так называемая Яса представляла собой совокупность записей различных изречений и распоряжений хана, высказанных по разным поводам и в течение длительного периода времени. Эти изречения нельзя считать юридическим документом систематического характера.
Объяснение:
Восставшие потерпели поражение. Выступление носило локальный характер. Казахское население не смогло выступить единым фронтом. Повстанцы были плохо вооружены, зачастую - саблями, айбалтами и луками. Огнестрельного оружия не хватало. Существовал большой дефицит боеприпасов. Часть родовой верхушки не поддержала повстанцев. К этому времени Казахстан был уже окружен со всех сторон линией военных укреплений.
В течение трех месяцев Мангистау был занят царскими войсками. Власти сурово расправились с участниками восстания. Кавказская военная администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 8 тысяч кочевых хозяйств, кибиточную подать и разные сборы на сумму 57 901 рублей. На адаев была наложена и контрибуция в размере 90 тысяч овец.
К восставшим принимались самые жесткие меры. Недовольных нововведениями высылали за пределы Казахстана. Так, в 1880 году из одной только Тургайской области было выслано около 500 человек, а в 1890 году - уже около 3000 человек.
Опасность возмездия заставила предводителей восстания со своими приверженцами в декабре 1870 года перейти в пределы Хивинского ханства. Около 57 000 казахов во главе с султаном Хангали Арыстанулы были вынуждены перейти на территорию Хивы. Руководители восстания, откочевавшие в пределы Хивы, позднее были приговорены к каторжным работам.
Царские влaсти приступили и к такой мере, как вооружение крестьянского переселенческого населения. Так, в период с 1892 по 1901 годы крестьянам одной только Семиреченской области было выдано более 9 тысяч единиц стрелкового оружия. Это не могло не некоторому ухудшению взаимоотношений местного населения и крестьян-переселенцев.
В конце XIX века, опасаясь новых народных волнений, царское правительство приступило к созданию в Казахстане института платных тайных агентов-осведомителей. Они назначались из числа «благонадежных» казахов по два человека на каждый уезд и собирали для властей секретную информацию о настроениях местного населения.
надеюсь ;)