на долгие годы оставлял свой земельный надел римский легионер, отправляясь завоёвывать чужие земли. вернувшись, он видел, что участок заброшен, а жилище развалилось, начать хозяйство заново оказывалось не на что. бывшие солдаты продавали землю за бесценок и отправлялись в рим, где надеялись прожить на подачки богачей.
участки скупали аристократы, которые и без этого владели целыми полями «общественной земли». создавались сельские имения с рабами. на городских рынках теперь продавали продукты, произведённые руками рабов. они стоили дешевле, чем у крестьян. в результате крестьянские хозяйства разорялись.
обнищание большинства граждан ослабляло римскую армию, потому что бедняков не брали на военную службу. в легионы становилось некого набирать. о новых завоеваниях нечего было и думать.
после гибели тиберия гракха передел «общественной земли» прекратился. через девять лет брат тиберия гай гракх выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны. материал с сайта
оратор. древнеримская статуятолпы крестьян стекались в город, чтобы проголосовать за второго гракха. в 123 году до н.э. гай гракх стал народным трибуном и вновь начал отбирать излишки «общественной земли» у знати. гай оказался для сенаторов опаснее тиберия. он действовал решительнее. он дважды занимал трибунскую должность и сумел провести много законов. по одному из них гай наказал убийц старшего брата, по другому — понизил цены на хлеб. гай гракх основал новую колонию в африке, на месте разрушенного карфагена. он пренебрёг тем, что там было запрещено селиться. подготовил он ещё один важнейший закон — о предоставлении союзникам в италии римского гражданства.
терпение сенаторов лопнуло. они объявили чрезвычайное положение и ввели в город войска. гая это не испугало. он и его сторонники тоже взялись за оружие. произошла схватка, и сенат одержал верх. гай гракх покончил с собой. переделить «общественную землю» не удалось. разорение крестьян и обогащение знати продолжалось.
Традиционно в историографии нашествие подразделяется на первый (1237—1238) и второй (1239—1241) походы Батыя, но если первый поход совпал с первым вторжением (разорены Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества, пограничные районы Новгородской республики, Смоленского и Чернигово-Северского княжеств с декабря 1237 по май 1238 года), то между первым и вторым походами было ещё одно вторжение (в Поволжье, 1238—1239 либо весна 1239), а во «второй поход» объединяют три отдельных вторжения в южнорусские земли (по возрастанию мощности: разорение Переяславского княжества весной 1239 года, разорение Чернигово-Северского княжества осенью 1239 года и разорение Киева и юго-западной Руси с осени 1240 по весну 1241 года). В то же время БРЭ, наоборот, выделяет во второй этап нашествия только последнее вторжение, объединяя все первые вторжения в первый этап. Первое вторжение на Русь было проведено монголами после победы над волжскими булгарами, мордвой и половцами, а последнее вторжение на Русь развилось в поход в Центральную Европу вплоть до «последнего моря».