Родовая община:
• Форма социальной организации, члены которой связаны родством, коллективным трудом и общим потреблением
• Вели примитивное хозяйство: охота, расчистка леса, земледелие
• Родовая община поддерживает дружбу с другими родовыми общинами, с которыми обменивались супругами
• Члены общины чаще всего живут в одном доме
• Глава общины – отец, когда-то - мать
Сельская община:
• Поселение из разных родовых общин, которые занимают ограниченную территорию и ведут коллективное хозяйство – например, коллективно обрабатывают землю
• Члены общины живут в разных домах
• Глава общины – сельский сход из разных членов общины
• Сельская община формируется из нескольких родовых общин
Какие перемены в жизни людей связаны с переходом от родовой общины к соседской?Переход людей к сельской общине ознаменовался следующими переменами для людей:
• Хозяйство разделилось, у каждой семьи появилось собственное хозяйство, что стало быть похожим на владение частной собственностью
• Теперь управление общиной было коллективным, а не осуществлялся одной семьей,
• Родовая община могла вести кочевой образ жизни, но теперь была вынуждена сменить образ жизни на оседлый
• В родовой общине земледелие было теперь пашенным
• Орудия труда стали более совершенными, что увеличило производительность труда, ведь этими орудиями пользовалась вся община
• Появилось социальное расслоение, и неравенство, по сути, община разделилась на классы
• При переходе к сельской общине родовые отношения распались на семейные
• Леса, поля и реки оставались общими, но хозяйство теперь было у каждого свое, отсюда и социальное расслоение
• Возникли торгово-денежные отношения, несмотря на то, что имели форму примитивного натурального обмена
По всей видимости, опасности походов за данью типа "полюдья", в одном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Ольгу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести временных лет . Дани и оброки она установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и погосты, (от слова "гости" — купцы). Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом, во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевского князя с дружиной по подвластным территориям. Дань вместо "полюдья" была более цивилизованной формой налогов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами . Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места — "погосты". Они использовались также для местной (меновой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах больших рек — и для внешней торговли. В-третьих, по ряду свидетельств, определялись люди для сбора дани на погостах — "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже "скотником" . Это обстоятельство свидетельствует об особом этапе развития денежных отношений — от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.