1.образование монгольской империи и завоевания монголов
образование монгольской империи.
тимучин родился по одним данным в 1162 году, а по другим в 1155 году в семье влиятельного представителя монгольской знати – нойона есугей бахадура.
по монгольскому преданию темучин происходил из рода кият-борджигинов по отцу, а мать его оэлен-эхе (“мать-облако“) была из племени конрат. рано (9лет) потеряв отца, в юности темучин прошел тяжелые жизненные испытание, с тяжелой колодкой на шее скрываясь от своих преследователей в зарослях реки онон и питаясь сырой рыбой.
однажды предводитель тайчиутов, таргутай-кирильтук послал своих людей к стойбищу темучина, и те захватили его в плен. на юношу надели колодки и увели в стан тайчиутов, где стали держать узником, переводя каждый день из одной юрты в другую. однако спустя какое-то время темучину удалось бежать.
сразу после этого началось великое восхождение темучина к вершинам власти и могущества. когда ему исполнилось 17 лет он женился на борте (дай-сечен отец борте). выдававшийся ростом и силой, а также своим незаурядным умом, сын есугэя сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена, вернул угнанные у него стада. постепенно число его росло, и в 1189 году темучин встал во главе возрожденного монгольского улуса. после этого он в союзе с кереитами нанес поражение татарам и в 1202 году произвел страшное избиение среди них. оставшиеся в живых татары были рапределены по монгольским . вслед за тем темучин неожиданно напал на кереитов и разбил их наголову. предводитель племени ван-хан-самый могущественный владетель тогдашней монголии-был убит. следующими противниками стали найманы.
в 1204 году темучин двинулся против найманов и нанес им жестокое поражение. их предводитель таян-хан погиб. затем пришла очередь меркитов, которые также были разгромлены. однако их хан токтая успел бежать. в 1206 году темучин совершил поход на алтай и окончательно победил найманского хана кучлука и меркитского хана токтою. последний был убит, а кучлук бежал в семиречье. таким образом, темучин сделался повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена.
в 1206 году он созвал на реке ононе великий курултай (совет), который провозгласил его повелителем всего монгольского народа. именно тогда темучин официально принял титул чингисхана («величайшего владыки»)1). все подчиненные ему племена стали с тех пор именоваться монголами. так осуществилась на 52 году жизни чингисхана давно лелеемая им мечта. когда чингисхан, уверенный в том, что, покончив с царьками меркитскими, кереитскими и найманскими стал уже “единодержавцем народов” заявил, “ я… направил на путь истинны всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои” («сокровенное сказание» стр. 168).
теперь, когда побеждены твоей десницы государи этих земель, называемый каждый гурханом, и их области достались тебе, то пусть будет твое прозвище “чингис”. ты стал царем, царей.” (рашид- ад- дин).
так было образованно великое монгольское государство.
Родоначальниками казахской советской литературы стали поэты Сакен Сейфулин, Баймагамбет Изтолин, Ильяс Джансугуров, писатели Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, Беимбет Майлин.
В 1926 году была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, которая в первые годы своего существования активно боролась с националистическими проявлениями в литературе. В 1934 году был организован Союз писателей Казахстана, в составе которого позже стали работать секции русских и уйгурских писателей.
Первой на события Великой Отечественной войны в казахской литературе отозвалась гражданско-патриотическая поэзия — появились поэма Аманжолова «Сказание о смерти поэта» (1944), повествующая о подвиге погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева, стихи Токмагамбетова, Жарокова, Орманова и др. Уже после войны вышли романы «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова (1949) и «Грозные дни» Ахтапова (1957).
В 1954 году Мухтар Ауэзов закончил получившую отклик во многих странах тетралогию — роман-эпопею «Путь Абая», посвящённую жизни великого казахского поэта Абая Кунанбаева. Послевоенная казахская литература стала осваивать масштабные литературные формы большого советского стиля — романы, трилогии, поэмы и романы в стихах. Развивались также драматургия и научная фантастика.
Объяснение:
В советский период наибольшую известность в СССР приобрело творчество казахского народного поэта-акына Джамбула Джабаева (в современных казахстанских источниках используется вариант транслитерации Жамбыл Жабаев), певшего под аккомпанемент домбры в стиле толгау. С его слов были записаны многие эпосы, например, «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр». После Октябрьской революции в творчестве Джамбула появились новые темы («Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин»). В его песни вошли почти все герои советского властного пантеона, им придавались черты героев, богатырей. Песни Джамбула были переведены на русский язык и языки народов СССР, получили всенародное признание и в полной мере использовались советской пропагандой. В годы Великой Отечественной войны Джамбул писал патриотические произведения, зовущие советский народ на борьбу с врагом («Ленинградцы, дети мои!», «В час, когда зовёт Сталин» и т. д.)