xv столетие завершило средневековый период россии. и хотя в это время полностью сохранялись и укреплялись старые общественно- отношения и формы политического устройства, однако возникло и немало нового в различных сферах развития, а в конце этого века и начале следующего отчетливо проявилась необходимость масштабных преобразований в жизни общества и государства. особенность xvii в. в -познавательном плане заключается в том, что для этого периода многие стороны жизни традиционного общества можно представить с полнотой, недоступной для предшествующего века) происходит это резкому расширению круга сохранившихся источников и обретению известными и по более раннему времени материалами качественно новых черт.
например, наиболее ранние писцовые книги конца xv в. сохранились лишь по району новгорода, а документы писцовых описаний конца xvi в. охватывают главным образом центр государства. дошедшие же до нас писцовые книги 20—30-х гг. xvii в., содержащие материал о населении, пашенных и иных угодьях, а также о налогообложении, охватывают большинство районов государства и насчитывают сотни экземпляров. с середины xvii в. появились переписные книги, которые тщательно фиксировали мужское тяглое население описываемых территорий. они являются важнейшим источником демографических процессов вплоть до начала xviii в. для характеристики торговли, ее направлений, масштаба, ассортимента, а также состава участников и условий торговой деятельности особое значение имеют материалы внутренних таможен. на таможнях регистрировалось движение товаров на внутреннем рынке и взимались пошлины. однако самые ранние из дошедших до нас таможенных книг относятся лишь к 30 -м гг. xvii в.
в период окончательного оформления крепостного права возникли новые разновидности частноправовых документов, регулировавших вопросы обмена и распределения крестьян без земли и холопов (поступные, купчие, отпускные, данные). в xvii в. распространились так называемые жилые записи, являвшиеся документами найма рабочей силы на условиях, а также акты, оформлявшие совместную торговую деятельность (складные). во второй половине столетия духовные завещания, бытовавшие ранее лишь в среде феодалов, начинают составляться и представителями других слоев населения, в том числе посадскими людьми и крестьянами. важными источниками для изучения как сословных нужд и требований, так и характера взаимоотношения власти и сословий являются коллективные челобитные служилых и посадских людей, а также законодательные акты, поток которых по сравнению с предшествующим периодом неизмеримо возрос. наконец, к xv в. относится основной массив документов архивных фондов большинства центральных и местных учреждений периода сословно-представительной монархии, а также частных архивов как дворян, так и представителей торговопромысловой среды.
1)1607-1610 гг
2) стародубский лагерь:
12 (22) июня 1607 года стародуб присягнул на верность лжедмитрию. власть самозванца признали также новгород-северский, почеп, чернигов, путивль, севск и другие северские города. также признали стародубского «вора» жители нескольких рязанских пригородов, тулы, калуги и астрахани. но всё же положение на подконтрольной территории было достаточно тяжёлым — царские войска штурмовали козельск и тулу, а также заняли белев, отложились от лжедмитрия ii также епифань, дедилов и крапивна.
в стародубе начала формироваться боярская дума[5], а также собираться повстанческая армия, в которую стекались как польские мятежники, участники рокоша, восставшие против короля сигизмунда iii и вынужденные искать спасения за пределами родной земли, так и дворяне, татары, казаки и остатки разбитого войска болотникова. пан меховецкий занял должность гетмана — главнокомандующего войском самозванца. отмечается, что лжедмитрий ii зависел от польско-литовских панов, уничижительно называвших его в своей переписке «цариком»[7].
однако на начальном периоде количество польских наёмников в армии лжедмитрия ii было немногочисленным и едва превышало 1 тыс. человек. речь посполитая была накануне решительного сражения между сторонниками сигизмунда iii и мятежной шляхты, и в тот момент полякам было не до самозванца. пытаясь привлечь как можно больше служилых людей на свою сторону, лжедмитрий ii подтвердил все прежние и льготы лжедмитрия i северским уделам.
тульский поход, осада брянска:
10 (20) сентября повстанческая армия из 3 тыс. человек под предводительством гетмана меховецкого покинула стародуб. первой её остановкой стал почеп, который встретил самозванца хлебом-солью. целью похода была тула, где царские войска осадили остатки армии болотникова, князя шаховского и лжепетра. 20 (30) сентября повстанческая армия лжедмитрия вошла в брянск. 8 (18) октября гетман меховецкий разбил под козельском царские войска воеводы литвинова-мосальского, а 16 (26) октября взял белев. передовые отряды гетмана тем временем заняли епифань, дедилов и крапивну, выйдя на ближайшие подступы к туле. однако падение тулы 10 (20) октября спутало карты лжедмитрия, и он 17 (27) октября отступил к карачеву на соединение с запорожцами. во исполнения договора, василий шуйский простил болотниковцев и отправил их осаждать калугу. однако вскоре их четырёхтысячный отряд поднял мятеж и ушёл под знамёна самозванца.
9 (19) ноября армия лжедмитрия ii, в размере около 7 тыс. человек, где заметную роль всё ещё играли повстанцы (польских наёмников было не более 2,5 тыс. человек), вновь осадила брянск, который был занят царскими войсками. сюда же прибыли донские казаки с очередным самозванцем — «царевичем» фёдором, «сыном» царя фёдора i иоанновича, который на самом деле, видимо, был бродягой или беглым крестьянином. он возглавлял отряд из 3 тыс. казаков, пришёл, видимо, с дона, с боями прорываясь к брянскому лагерю. лжедмитрий ii казаков, а своего «племянника» приказал повесить.
в это время в речи посполитой король сигизмунд iii одержал решительную победу над мятежниками. военные действия в стране практически прекратились. многие польские солдаты остались не у дел и готовы были искать счастья на чужбине. таким образом войско лжедмитрия ii пополнилось новыми поляков и составило около 4 тыс. наёмников.