население аттики было перевезено на остров саламин, отделённый от материка узким проливом. именно здесь командующий флотом фемистокл решил дать морское сражение, защищая афинский народ. в узкой южной части пролива расположился флот персов, насчитывающий около 700 кораблей.
28 сентября 480 г. до н. э. греческий флот первым атаковал персов в узком и мелком проливе между берегами аттики и островом саламином. именно здесь проявилось преимущество греков. громадные и неповоротливые персидские корабли сгрудились, мешая друг другу. ломались вёсла, корабли переворачивались под ударами таранов греческих триер, наталкиваясь на подводные скалы, садились на мель. персидский флот был уничтожен.
эта победа имела решающее значение для дальнейшего хода всей войны. персы потеряли перевес на море — под угрозой оказалось возвращение в азию. греки ощутили уверенность в своих силах и преимущество над врагом.
ксеркс не мог больше оставаться в греции. его армия могла погибнуть от голода. в открытый бой на суше греки не вступали. однако в любую минуту их флот мог захватить пролив геллеспонт и отрезать персов от азии. поэтому ксеркс спешно вернулся на родину, оставив в беотии 50-тысячную армию с мардонием.
в 479 г. до н. э. эта армия снова вторглась в аттику. персы разграбили и сожгли афины. против них выступила объединённая греческая армия во главе со спартанским полководцем павсанием, численностью равная персидской.
в беотии, около города платеи, в том же году произошло сражение между персами и греками. греки мужественно бились за свою свободу. впервые за всю свою эллины сражались вместе, в едином боевом строю против общего врага. персы были окончательно уничтожены, мардоний погиб в бою. остатки персидской армии бежали в фессалию.
преследуя их, греческая армия прошла через фермопилы. греки нашли и похоронили тела леонида и его воинов. над их могилой была сооружена скульптура в виде раненого льва, а поэт симонид из кеоса написал в их честь стихи, которые выгравировали на могильной плите:
о странник, извести лакедемонцев,
что мы погибли, исполнив свой долг.
(перевод с древнегреческого с. голованова)
вся эллада была освобождена от захватчиков. началось освобождение от персов островов эгейского моря. персидский флот потерпел окончательное поражение в битвах при микале (479 г. до н. эвримедонте (468 г. до н. э.) и у острова кипр (450 г. до н.
греко-персидские войны завершились в 449 г. до н. э. подписанием мирного договора, который вошёл в как «калиев мир». эгейское море и ионическое побережье были освобождены от персов. финикийским купцам запретили даже появляться здесь. эгейское морс стало свободным для греческой торговли. снова были открыты торговые пути к понту эвксинскому, возобновились связи с колониями на его северных берегах.
греки ощутили себя единым народом, осознали силу своего единства. были созданы условия для подъёма, культурного и политического расцвета эллады, который начался в середине v в. до н. э.
Из историографии во о крупном землевладении на Руси X-XII вв.
На протяжении многих столетий земля в аграрной России была главной ценностью и составляла основное богатство общества. Это вполне объясняет, почему русские историки с особым вниманием относились к истории поземельных отношений. Центральной проблемой данных отношений является во о землевладении. В отечественной историографии рассматривалось как общинное, так и частное землевладение. Наличие последнего С.М.Соловьев допускал уже в эпоху первых Рюриковичей, полагая, что княжеские дружинники того времени могли иметь села, населенные военнопленными, купленными рабами и наймитами.1
Другой выдающиеся русский историк В.О.Ключевский признаки появления частной земельной собственности на Руси отодвинул к XI в.2 Первое упоминание о владельческих селах с дворовой челядью он нашел в известном торговом договоре, заключенном, по версии В.Н.Татищева, князем Владимиром с волжскими болгарами в 1006 г.1 Потом «в XII столетии мы встречаем несколько указаний на частных земельных собственников. Такими собственниками являются: 1) князья и члены их семейств, 2) княжие мужи, 3) церковные учреждения, монастыри и епископские кафедры. Но во всех известиях о частном землевладении XII в. земельная собственность является с одним отличительным признаком: она населялась и эксплуатировалась рабами; это села с челядью».
Согласно Н.А.Рожкову, «в наших источниках совершенно не сохранилось известий о существовании частной, личной земельной собственности до призвания князей... Но со времени появления князей в Русской земле к древним чисто верв-ным землевладельческим порядкам примешиваются новые формы, постепенно и медленно проникая в жизнь. Прежде всего появилось княжеское землевладение. Первые следы его становятся заметны уже в X в., когда Ольга устроила по всей земле свои "места" и "села" ...»3 Вслед за княжеским появляется боярское землевладение. Зарождается оно в XI в. В том же XI столетии возникает и духовная земельная собственность. 4 Сходные суждения имеем у Г.Ф.Блюменфельда и П.И.Беляева.5
А.Е.Пресняков, хотя и отмечал слабые контуры княжого землевладения и княжого хозяйства времен Ярославичей, но в существовании княжеских дворов и сел нисколько не сомневался.1 Наряду с княжим, А.Е.Пресняков упоминает церковное землевладение, возникшее, по его мнению, еще в XI в. Источником его «были князей и вклады других лиц».2 В отличие от княжеского и церковного боярское владение землей строилось на принципиально иных основах. Оно возникало «путем заимки и распашки новин на незанятых участках. Ставилось и велось это хозяйство руками челяди».3
Объяснение: