В 1196 году Темуджин совместно Тоорилом-ханом одержал свою первую крупную победу разбив войско татар. Несколькими годами позже он берет под свой контроль восточные районы Монголии. Но позже смертельная борьба за власть столкнула двух бывших союзников, одержавших вместе немало побед.
В 1203 году Темуджин уничтожил Тоорила Ван-хана вместе со всем его войском. К концу 1205 года было закончено объединение монгольских племен под единой властью. А весной 1206 года Темуджин получил титул «Чингисхан» или великого хана над всеми племенами.
В 1207—1211 годах монгольское войско завоевало и подчинило себе практически все племена и народы Сибири. Затем началось вторжение в китайское государство Цзинь. Чингисхан овладел территорией за Великой Китайской стеной к осени 1213 года.
Дальнейшие войны по завоеванию Китая продолжались до 1235 года уже не только с Чингисханом, но и его приемником Угэдеем. Чингисхан и его поданные захватывают все новые земли:
Семиречье и Восточный Туркестан в 1218 году;Средняя Азия в 1219-1223 годах;
В том же году монголы разбили войско русичей с их союзниками половцами. И только после этого вернулись в Азию. Последнее завоевание Чингисхана — тангутское государство. Во время захвата его столицы и умирает Темуджин.
Внутренняя политика Чингисхана
Сразу после объединения племен Чингисхан стал проводить реформы, которые были объединены в единый закон Яса. В нем много места было уделено войсковой дисциплине. Население всех племен было поделено на десятки, сотни и тысячи, они объединялись в десятитысячные тумены.
Для управления такой большой территорией была создана курьерская связь. Для ведения делопроизводства была заимствована письменность найманов. Также использовались услуги чиновников и священнослужителей покоренных стран, таких как персы, китайцы.
Внешняя политика Чингисхана
Вся внешняя политика Чингисхана была направлена на расширение территории. В войне он использовал внезапное нападение, маневрирование большими отрядами конницы, скрытые засады. После его завоеваний исчезли многие государства:
Багдадский халифат;
Хорезмская империя;
Китайская империя
ОбъяснеДанное пособие предназначено для организации учебной и учебно-исследовательской работы студентов в ходе освоения дисциплины «Современная история». В составе учебного плана по направлению подготовки бакалавров 050100.62 – «Педагогическое образование» (профиль «История») эта дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла. Ее освоение направлено на формирование знаний об историческом развитии зарубежных стран в конце ХХ – начале XXI в. на основе межпредметных связей с дисциплинами «История Нового времени», «История Новейшего времени», «Новейшая отечественная история», а также «Специальные исторические дисциплины», «История исторической науки».
Целесообразность изучения «современной истории» в качестве самостоятельной дисциплины связана с назревшей необходимостью пересмотра классической «триады» «История древнего мира – История средних веков – Новая и новейшая история». Показательно, что идея комбинированного курса «Новой и новейшей истории» впервые была высказана в «Замечаниях И. Сталина, С. Кирова и А. Жданова о проекте учебника новой истории» 1934 г. Ввод понятия «Новейшая история» объяснялся необходимостью изучения «современной» стадии всемирно-исторического процесса, тесно связанной с предыдущей исторической эпохой, но обладающей самостоятельным формационным значением («третьего периода Новой истории, или Новейшей истории» как этапа «упадка капитализма и победного строительства социализма»). Несмотря на всю спорность методологии формационного анализа, сам по себе подобный подход является вполне логичным. Понятие «современность» размыкает преемственную картину «свершившейся истории», акцентирует внимание на драматургии происходящих общественных перемен, их «равноудаленности» от исторического и исторического будущего. Поэтому период «современной истории» очерчен не хронологически, сколько методологически и мировоззренчески. Обо-стренное переживание «исторической современности» уходит корнями в младогегельянскую философскую традицию XIX в. Мощнейший импульс оно получило и на рубеже XX–XXI вв., когда огромное количество общественных новаций перестало получать убедительное объяснение с точки зрения «основного исторического содержания» Новейшей истории. ответом стало формирование многочисленных теорий «постиндустриального», «посткапиталистического», «информационного», «сетевого», «рефлексирующего» общества. В системе образования изучение «живой» истории конца ХХ – начала XXI в. предполагает решение совершенно особых учебно-исследовательских, развивающих, воспитательных задач – активное формирование социальной эрудиции студентов, их гражданской и мировоззренческой позиции, критического мышления, функциональной грамотности, информационно-коммуникативной культуры.ние: