Завоеванные земли крестоносцы разделили на несколько государств: Иерусалимское королевство, королевство Антиохия, графство Эдесса и графство Триполи. Главным было Иерусалимское королевство, а его правитель титуловался защитником Гроба Господня. В своих государствах крестоносцы установили феодальные порядки по образцу Западной Европы. Каждый правитель разделил свои владения на баронию (владение зависимых от него баронов), что, в свою очередь, делились на рыцарские феоды. Для защиты христианских владений на Востоке были построены замки и основаны три духовных рыцарские ордена - госпитальеров, тамплиеров и немецких рыцарей - тевтонцев. Ордена сыграли значительную роль в защите Святой ЗемлиМестных жителей - масульман и Христиан крестоносцы превращали в лично зависимых. Крестоносцы взимали с крестьян от одной трети до половины урожая зерна, такую же часть сбора с фруктовых деревьев олив и винограда. Кроме того покорённое население должно было платить налоги королю и десятину католической церкви.
Вxiii в. руси пришлось вынести тяжелую борьбу с татаро-монгольскими завоевателями, которые владычествовали в землях до xv в. (последнее столетие в более мягкой форме). прямо или косвенно монгольское нашествие способствовало падению политических институтов киевского периода и росту абсолютизма. в xii в. в монголии не существовало централизованного государства, соединение племен было достигнуто в конце xii в. темучином, вождем одного из родов. на общем собрании (“курултае”) представителей всех родов в 1206 г. он был провозглашен великим ханом с именем чингис (“беспредельная сила”).
Вовлечение широких традиционных масс в политику обычно сопровождается привнесением в политическую жизнь и их традиционных предрассудков, что ведет к снижению ее уровня. В Индии же получилось наоборот: ИНК опирался на гандизм, вобравший в себя все лучшие, неагрессивные, ненасильственные характерные черты социально-религиозных представлений индийской цивилизации. Это достижению страной политической независимости с наименьшими издержками (избежать кровопролития на последнем этапе борьбы в связи с выделением Пакистана было, видимо, невозможно).
В отличие от ИНК, который первые 45 лет своего существования ограничивался требованиями частных уступок, и только в 1930г. выдвинул лозунг "пурна сварадж" полной независимости, КПИ родилась с этим требованием. Компартия была готова к использованию насильственных методов деколонизации Индии; руководство КПИ противопоставляло революционную "тактику Ленина" ненасильственным методам Ганди, которые квалифицировались как не столько средство приближения независимости, сколько средство обеспечения интересов индийской буржуазии в процессе ее завоевания.
Призывы КПИ к насильственному свержению колониального режима не нашли в стране достаточно широкой поддержки. Это обусловлено отсутствием в индуистском обществе традиции активного организованного социального протеста и насилия (для верующего индуса лозунг социального равенства и справедливости неубедителен и даже бессмыслен, т. к. он противоречит идее кармы и индивидуальной ответственности каждого за социальную неполноценность в данном сегодняшнем перерождении). Таким образом, и тактика КПИ в борьбе с колониализмом, и конечные социальные цели Партии оказались чуждыми традиционному индуистскому обществу. При всей последовательности своей антиколониальной борьбы КПИ не удалось оттеснить Конгресс от руководства НОД, поскольку тактика ИНК в большей степени соответствовала реалиям страны.
Не нашли поддержки и призывы первых индийских коммунистов к Советской России о вторжении Красной Армии в Индию, которое должно было стать "началом" общенародного восстания против колонизаторов. И в ЦК РКП, и в Коминтерне им сочувственно, но твердо объяснили, что "экспорт революции" не может заменить зрелости предпосылок национального освобождения внутри самой Индии.
КПИ допустила также ряд конкретных тактических ошибок: она считала национальную буржуазию реакционной силой, не имеющей антиимпериалистического потенциала (один из первых индийских коммунистов Рой, член Исполкома Коминтерна, которого Ленин не смог переубедить в этом вопросе, был даже исключен за догматизм и сектантство из Коминтерна). Резко антибуржуазная настроенность КПИ привела ее к левацкой тактике создания "своих" профессиональных и крестьянских союзов, рабочих партий - тем самым КПИ изолировала себя от массового движения, оставив его на откуп Конгрессу.
В любом случае, независимо от жертв, понесенных коммунистами в борьбе за освобождение Индии, само существование КПИ принесло пользу НОД. Непримиримая тактика КПИ была постоянным напоминанием Лондону о возможной перспективе развития событий в случае отсутствия с его стороны уступок умеренному Конгрессу. Наличие КПИ в качестве альтернативного Конгрессу конкурента на руководство НОД вынуждало ИНК быть более последовательным и настойчивым в антиколониальной борьбе. Не избежал Конгресс и идейного коммунистического влияния на себя (напр., Дж. Неру в 1927 г. после посещения СССР назвал эту страну "светлым пятном в темном мире". После этого Дж. Неру утвердился одним из лидеров левого крыла ИНК). Однако, в целом разница тактик, целей и идеологий обусловила сложность взаимоотношений ИНК-КПИ на этапе НОД.