В 862 году славянские и финские племена (кривичи, чуди, мери, веси) прогнали варягов, которым платили дань. После этого между ними начались постоянные усобицы и конфликты. Для их прекращения, старейшинам финских и славянских племен пришлось приглашать князя со стороны. Племена считали, что их земля богата и обильна, но в ней отсутствует порядок. Правителями были выбраны варяги – Рюрик и его два брата, Трувор и Синеус. Рюриком и была создана государственность на Руси.
Половцы были кочевниками из азиатских степей. Они вытеснили печенегов и стали большой угрозой для Киевской Руси. В то время на Руси был период раздробленности, из-за чего страна была более уязвима к нападениям.
Половцы вторглись в Русь в 1054 году, напав на Переяславское княжество, так как оно было ближе всего к степи. С ними был заключен мир, который длился до 1061 года, после чего половцы напали опять. Междоусобные войны и недоверие между княжествами играло в их пользу. Порой половцы даже нанимались князями для войн между собой.
Воспользовавшись тем, что в южной части Руси отсутствовали войска (в то время усобица происходила в северо-восточных землях), половцы осадили Переяславль и появились перед Киевом. Но в 19 июля 1096 года, два князя, Владимир Мономах и Святополк Изяславич, пришедшие с севера, разбили половцев на реке Трубеже.
От этого удара половцы бежали обратно в степь. В марте 1103 года русские князья собрали рать и направились на юг в степи. Это было неожиданным поворотом событий для половцев, и они начали торопливо объединять свою армию. В 4 апреля 1103 года произошло сражение на берегу реки Сутени, в котором половцы были окончательно разгромлены. Такие походы русской армии происходили еще три раза между 1109 и 1111, и все были успешными.
Объяснение:
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества; периодизация по принципам производства Л. Е. Гринина).
Әбу Насыр әл-Фараби (870— 950) — қыпшақ даласынан шыққан ұлы энциклопедист ғалым, астролог, музыка теоретигі. Ол әскербасының отбасында дүниеге келген. Отырар медресесінде, Шам, Самарқан, Бұқара, кейін Харран, Мысыр, Халеб (Алеппо), Бағдат шаһарларында білім алған. Ол түркі ойшылдарының ең атақтысы, әлемдегі екінші ұстаз атанған ғұлама. Оның заманы “Жібек жолы” бойындағы қалалардың, оның ішінде Отырардың экономикасы мен мәдениетінің дамыған кезіне дәл келеді. Орта Азия, Парсы, Иран, араб елдері қалаларына жиһанкездік сапарлар жасап, тез есейген ол көптеген ғұламалармен, ойшыл-ақындармен, қайраткерлермен танысып, сұхбаттасады. Тарихи деректер бойынша 70-ке жуық тіл білген. Өздігінен көп оқып, көп ізденген ойшыл. Философия, логика, этика, метафизика, тіл білімі, жаратылыстану, география, математика, медицина, музыка салаларынан 164 трактат жазып қалдырды. Шығармаларында көне грек оқымыстыларының, әсіресе, Аристотельдің еңбектеріне талдау жасады. (Аристотельдің “Метафизика”, “Категория”, “Бірінші және екінші аналитика” сияқты басты еңбектеріне түсіндірмелер жазған.)Адамның өз болмысын өзі танып-білуіне философиялық тұжырымдар жасаған. Бұл мәселені логика, этика, педагогика тұрғысынан кеңінен саралап, өзара сабақтастықта қарастырады. Ол рухани бастауларды жан-дүние үндестігінен, әдеміліктен, қанағаттанудан, бақыттан іздестірді. “Қайырымды қала тұрғындарының көзқарасы”, “Мемлекет қайраткерлерінің қанатты сөздері” және т.б. еңбектері бар.Ғылымдардың шығуы” деп аталатын трактатында математиканың шығу тегі мен себептерін ашуға тырысады. Астрономияға байланысты еңбектеріне “Алжебрге түсініктеме”, “Геометриялық фигуралардың егжей-тегжейі жөнінде табиғи сырлары мен рухани әдіс-айлалар кітабын” жатқызуға болады. Арифметика саласында “Теориялық арифметикаға қысқаша кіріспе”, физика саласында “Вакуум туралы”, медицина саласында “Адам ағзалары жөніндегі Аристотельмен алшақтығы жөнінде Галенге қарсы жазылған трактат”, музыкаға байланысты “Музыканың ұлы кітабы” еңбектері әлемді мойындатқан дүниелер.