Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (и четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросамдогматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера начались задолго до 1054 года, однако именно в 1054 году Папа римский Лев IXпослал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами[1].
В 1054 году Лев направил Кируларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности.[2][3] Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную в борьбе с норманнами.[4]
16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Кирулария и егоотлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разорения Рима войсками Алариха в 410 году) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.
После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) и до окончательного разделения церквей (1054 г.) отношения между церквями были редки и случайны[5].
Лондонские развлечения 1599 годаИз дневника швейцарского гуманиста Томаса Платтера, побывавшего в Лондоне в 1599 году:«Здесь есть великое множество гостиниц, таверн и пивных на открытом воздухе, где можно хорошо развлекаться едой, выпивкой, игрой на скрипке и прочим. Например, на наш постоялый дворе почти каждый день приходили музыканты. Что особенно любопытно, женщины так же как и мужчины, на самом деле даже чаще, чем мужчины, посещают таверны и пивные для развлечения. Им очень приятно, если их приглашают туда и предлагают выпить вина с сахаром; и даже если только одна женщина приглашена, она приведёт с собой ещё трёх или четырёх подруг, и они будут весело пить за здоровье друг друга. Муж потом поблагодарит того, что доставил его жене такое удовольствие, поскольку они считают это истинной любезностью… Англия это рай для женщин и тюрьма для слуг».«В пивных также можно получить за деньги табак или чистец, и порошок зажигают в маленькой трубке, затягивают ртом дым, позволяя слюне стекать, после чего следует хорошая порция испанского вина. Они считают это необычным лечения насморка, равно как и просто наслаждением. Эта привычка так распространена среди них, что они всегда носят с собой необходимый инструмент, и зажигают его при любой возможности, во время игры, в тавернах или в другом месте, одновременно и выпивая, и куря, так же как у нас принято сидеть за вином, отчего становятся буйными и весёлыми, а также вялыми, как если бы были пьяны, хотя эффект скоро проходит — и они используют это чрезмерно из-за удовольствия, которое получают, так что проповедники ругают их саморазрушение. Мне говорили, что вены такого человека после его смерти изнутри покрыты сажей, как дымоход. Это растение ввозят из Индий в больших количествах, и некоторые сорта сильнее других, что можно немедленно попробовать, и они делают это со странными ужимками».«Лондон не только полон до краёв любопытными вещами, но и населён так, что нельзя просто идти по улицам из-за толпы. Особенно раз в квартал, когда в Лондоне заседают суды, и сюда собираются со всей Англии, чтобы судиться по многочисленным вопросам, возникшим со времени сессии, и всё откладывается до этого времени. Также, там много убийств и повешений, и из всех тюрем (которых премного по всему городу, и из их окон заключённые просят милостыню у прохожих, так что иногда собирают своим по достаточно, чтобы купить себе свободу) заключённых приводят и судят. Когда суд окончен, приговорённых к верёвке сажают на повозку, каждого с петлёй на шее, и палач везёт их из города к месту с виселицами, называемому Тайбёрн, почти в часе езды от города. Там он затягивает петли всем по очереди и отводит повозку от виселиц, которые не слишком высоки. Тогда подходят их друзья и тянут их вниз за ноги, чтобы они умерли поскорее. Потом их снимают с виселиц и хоронят на соседнем кладбище, где стоит дом, посещаемый такими призраками и монстрами, что никто не может жить там, и я сам видел это. Редко бывает такой день судебных заседаний в Лондоне, в любой из четырёх раз в году, когда бы не было повешено двадцать или тридцать людей, и мужчин и женщин».«Поскольку город очень большой, открытый и населённый, стража ходит по улицам каждую ночь, чтобы наказывать преступников. Хороший порядок в городе заведён и в отношении проституции, для чего создаются специальные комиссии, и когда они рассматривают дело, то наказывают мужчину заключением и штрафом. Женщин же отправляют в Брайдуэл, королевский дворец у реки, где палач бичует их обнажённых на глазах у толпы. И хотя за ними строго следят, огромные тучи таких женщин наводняют городские таверны и игорные дома». [Этот дворец был построен при Генрихе VIII и предназначался для размещения иностранных послов и монархов. В 1550 году дворец отдали на нужды бедных. К тому времени в 70-80-тысячный Лондон прибыли в общей сумме около 12 тысяч бедняков со всей страны, одни из которых просили милостыню только пока искали работу, а другие были грабителями и мошенниками, что население сильно беспокоило. В результате Брайдуэл вскоре стал не убежищем, а первым в Англии исправительным домом, в соответствии с идеей правительства, что сочетание работы и наказаний могут перевоспитать лодырей, пьяниц и мелких преступников. Обитатели его занимались прочёсыванием шерсти и прядением, в качестве наказания полагалась чистка канализации или работа на мельнице а ля «белка в колесе». Были и специальные мельницы, при для калек, чтобы каждый мог зарабатывать свой кусок хлеба. Место получило большую известность и в итоге стало обязательной к посещению галочкой для гостей столицы. Желающие посмотреть на работяг и на порку проституток стало так много, что пришлось даже построить галереи с балюстрадами, чтобы вместить зрителей.]
Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (и четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросамдогматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера начались задолго до 1054 года, однако именно в 1054 году Папа римский Лев IXпослал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами[1].
В 1054 году Лев направил Кируларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности.[2][3] Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную в борьбе с норманнами.[4]
16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Кирулария и егоотлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разорения Рима войсками Алариха в 410 году) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.
После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) и до окончательного разделения церквей (1054 г.) отношения между церквями были редки и случайны[5].