КЕТБУГА ЖЫРАУ (1150-1225) - казахский жырау, кюйши, персонаж народных исторических легенд. Его называют и основателем кочевническо-казахского литературного искусства. Устные генеалогические предания связывают происхождение Кетбуги с подродом найманов баганалы. Во многих устных сказаниях, а также в анонимном историческом сочинении «Шаджарат аль-атрак» («Родословие тюрков»), составленном не ранее середине XV века, говорится, что именно Кетбуга, по прозвищу «Ұлы жыршы» («Улуг-джирчи» - великий сказитель жыров), который был приближенным и одним из эмиров Шынгыс хана, первым ему сообщил о смерти его первенца Жошы. Согласно легенде, Шынгыс хан повелел любого, кто скажет о смерти Жошы, подвергнуть наказанию. Эту опасную миссию взял на свои плечи Кетбуга жырау. Он начал с вопроса: «Кто очистит море, помутневшее у истоков, мой хан? Кто посадит на место дерево, поваленное с корнем?» Психологически подготовив владыку к траурной вести, жырау исполнил кюй «Ақсақ құлан - Жошы хан», в котором сообщил о гибели его сына Жошы. Видимо, после исполнения кюя разгневанный хан решил наказать Кетбуга жырау. Но за то, что именно домбра дала знать о несчастье, приказал налить в домбру горячий свинец. Так на домбре появилось маленькое отверстие. Но от этого домбра не стала хуже, она звучала еще мелодичней и красивее. До нас дошел только этот кюй Кетбуга «Ақсақ құлан - Жошы хан» («Хромой кулан - Джучи хан») и несколько строк песен, исполняемых перед его началом. Остальные литературные и музыкальные произведения Кетбуга жырау не сохранились до наших времен, хотя в свое время они были сильно распространены среди народа. Кетбуга стремился к поэтизации жизни, проблем и чувств простого народа, за что народ и прозвал его «ұлы» (великий) жырау. Кетбуга оказал значительное влияние на развитие искусства слова, а также на творчество и стиль многих казахских жырау. Например, Доспамбет жырау, живший в конце ХV-ХVI вв., отмечал в своих произведениях влияние Кетбуга жырау на него и о значении его творчества в казахской литературе. В народных легендах и песнях он показан как покровитель народа и мудрый аксакал. Легенды о Кетбуга жырау встречаются и в киргизском фольклоре.
Объяснение:
Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий?
Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро– монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов. В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным. Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю. Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой. Батый был сильно удивлен всему, что произошло. Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, - Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался. В итоге монголам пришлось применить катапульты, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда.
Евпатий Коловрат по – истине народный герой. Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений. В советские времена «Союзмультфильм» , выпустил мультик – «Сказ о Евпатии Коловрате» . В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города