За многие столетия со дня смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного, ни в отечественном общественном сознании, ни в научной литературе так и не установилось какого-либо однозначного, тем более единого мнения о личности и деятельности государя. Разные точки зрения возникли уже при жизни царя. Так, князь А.М. Курбский, бежавший в 1564 г. из России в Литву, стал первым обличителем Ивана IV. Именно Курбский оказался автором концепции «двух Иванов»: в 1550-е гг. — благочестивый православный царь, участник созидания Святорусского царства; в 1560–1570-е гг. — предатель христианских истин, разрушитель Святорусского царства, тиран, убийца. В официальном летописании царь, наоборот, прославлялся как великий христианский государь.
Витте был рассудительным и прагматичным человеком, но небесталанный. Он был сконцентрирован на себе и в то же время очень органтзрованным управляющим. Витте был теоретиком, у него не было большого количества идей. Он реализовывал многие проекты, к примеру, занимался введением валюты. Он знал привлекать экспертов, но выдавал их за свои и осуществлял. Он написал мемуары, которые долгое время служили надежным источником информации, но на самом деле они были одним из главных аргументов того, что монарха нельзя канонизировать. Кроме того, Витте был очень амбициозным человеком и мог резко необоснованно поменять свои политические взгляды.