Восстание под предводительством гладиатора Спартака длилось с 74 (73) по 71 год до н.э. Считается, что это одно из наиболее крупных восстаний рабов в истории Древнего мира. Спартак был по происхождению фракийцем, он наряду с другими гладиаторами бежал из школы гладиаторов в Капуе в 73 году до н.э.. Укрывшись на Везувии, отряд беглых рабов смог разбить высланных против них воинов. Именно Спартак смог сформировать из разрозненных групп рабов и бедноты, присоединявшихся к его отряду, настоящую армию противостоять римским вооруженным отрядам. Рабам под предводительством Спартака удалось одержать несколько побед, но с наназначением нового командующего - Марка Лициния Красса, римские отряды повысили свою боеготовность. Последняя битва Спартака состоялась осенью 71 года до н.э. на реке Силар. Римские войска, получив подкрепление, разбили войско Спартака, который сам погиб на поле боя. Ученые оценивают войско под предводительством Спартака в 70 тысяч человек, что представляло собой огромную силу, которая действительно угрожала Риму. После битвы на реке Силар появлялись лишь небольшие очаги восстания, которые легко подавлялись Римом. Фигура Спартака вошла в мировую историю, именно он смог организовать борьбу тысяч рабов, которая хоть и закончилась неудачей, показала недовольство существующим строем, что вынудило римлян улучшить положение италиков, чтобы недопустить дальнейших восстаний.
сарматские племена жили на территории казахстана с viii в. до н.э. до v в. н.э. начиная с iii в. до н.э. название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов.
появление этого названия совпадает с началом интенсивного движения в 111-11 вв. до н.э. сарматских племен на северный кавказ и в северное причерноморье.
сведении о сарматах писали древне греческие и римские диодор, плиний, полибий. в трудах геродота говориться что сарматы говорили на скифском языке.
памятники расположены по долинам рек, в основном жайыка (урал), илека, эмбы. в местности сарыкамыс до поселка кульсары встречаются глиняные насыпи.
во ii в. до н.э. савроматы, постепенно захватывая земли в междуречье волги и жайыка, дошли до земель северного причерноморья. совершали походы в страны передней азии, на кавказ и в парфию. эти племена связывали культуры центральной азии и причерноморья.
археологические памятники устюрта - байте, терен. при раскопках этих памятников были найдены молитвенные места, где совершались жертвоприношения, групповые молитвы. здесь имелись покрытые камнем, округлые оградительные сооружения, каменные жертвенники. по кругу были поставлены каменные столбы с изображениями (идолами).
их число достигло 30-40. в молитвенных местах встречается остатки пепелищ, что указывает на поклонение даев-массагетов огню и солнцу. в местностях дыкылтас и устюрт в западном казахстане обнаружены погребения байте, карамонке и терен, относящиеся к эпохе железа.
найденные святилища относятся к iv-ii вв. д.н.э. святилище - место отправления культов в первобытной религии - пещера, огороженный участок, постройка и т.д. даи-массагеты поклонялись огню и солнцу, доказательством этому являются остатки пепелищ найденных в молитвенных местах.
савроматы были родственниками даям, массагетам и исседонам. из записей геродота и персидского цари ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до н.э. арало-каспийский регион был населен племенами дахов (даев, дагов), саков-массагетов. союз даев состоял из нескольких родов и племен.
в 248-247 гг. до н.э. арсак (аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал, большую часть парфии (территория современного ирана) и соседние районы гиркании, основал здесь династию аршакидов.