1991—1993 Признав Россию единственной правопреемницей СССР, США фактически блокировали политические и экономические контакты с Украиной. Поэтому главной целью внешней политики Украины на американском направлении в этот период было получить от США реальное признание Украины как равноправного партнера. 5 — 11 мая 1992 г. состоялся первый официальный рабочий визит Президента Украины Кравчука в США. В ходе визита был подписан ряд документов, в частности политическая декларация и меморандум о взаимопонимании между правительствами Украины и США. В политической декларации впервые была зафиксирована формула «демократического партнерства» двух стран. Главным конфронтационным вопросом этого периода была проблема обретения Украиной безъядерного статуса. В средствах массовой информации США появилась серия антиукраинских публикаций. Почти до середины 1993 г. Вашингтон занимал жесткую, почти ультимативное позицию относительно Украины. США настаивали на скорейшей ратификации Договора об ограничении стратегических и наступательных вооружений и присоединения Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Человек и Власть (пракультурная основа). История и современность знают немало случаев, когда какая-либо власть, в том числе власть государства, зиждится исключительно на вооруженном насилии и страхе перед насилием. Эти случаи, вероятно, представляют интерес для политологии, но для культурологии любопытнее ситуации, когда, в удержании власти, насилие не играет первостепенной роли. На чем же, в этих ситуациях, держится государственная власть? На наш взгляд, тут мы имеем дело с двумя пракультурными стремлениями — с глубоко сидящими в человеке желанием отождествления, «расширения» самости и с желанием превосходства. Чтобы человек отождествлял себя с государством, существуют разные мотивы и В западных странах этому реальные выборы — от полицейского начальника до главы исполнительной власти и высших законодательных институтов, а также воспитание в духе исторически сложившихся национальных ценностей. Видимо, большое значение имеет обеспечение государством прав и свобод граждан. В СССР отождествление с государством происходило, во-первых, благодаря ритуализованному участию «представителей народа» в принятии важных решений (система советов), а также благодаря организуемым сверху по разным поводам многочисленным собраниям. Во-вторых, постоянно внушалось, что советское государство отражает интересы подавляющего большинства населения, опекает его, что это «государство рабочих и крестьян» (в первые десятилетия). Однако реального отождествления с государством вряд ли бы удалось достигнуть, — а большинство населения и в самом деле, как нам думается, не отделяло себя от государства, — не удалось бы достигнуть, если бы люди не стремились к превосходству, — над другими людьми, над природой, в умении и знаниях, в физической силе, над другими народами, социальными слоями и т. д. Удовлетворение чувства превосходства западному человеку по большей части дается завоеванием первенства в той или иной деятельности (учебе, работе, карьере, богатстве, таланте и т. п.), но истинно «советский человек» наивысшим достижением считал приобщение к государственно-партийной власти: одни добивались такого приобщения прямым путем — занимая соответствующие должности или путем официального признания их заслуг и успехов, другие имели возможность приобщиться, попросту уверовав в свою связь с государством через любовь к его вождям, преданность ему через согласие с его официальной идеологией, его политикой и делами, даже через выборы (опускание нетронутого бюллетеня в урну чем-то сродни жертвоприношению, которое когда-то сопровождало вхождение в сообщество). Человек, отождествлявший себя с государством, полагал, что в самом деле достиг превеликого превосходства, так как наивысшая сила и мудрость, вековечная жизнь виделась ему именно в государстве: своей приверженностью государству, мифокультурным слиянием с ним он обретал не только ту самую властную силу и мудрость, но и что-то вроде бессмертия. Перефразируя Маяковского: сильнее и чище нельзя причаститься великому чувству по имени власть. Впрочем, всякое верование далеко не всегда прочно, увы, подвержено сомнениям, взлетам и падениям. И в последние десятилетия советской эпохи верования «советского человека» в родственную связь с государством, как и вера в его добродетели, преимущества над «капиталистическим миром» все более слабели. Итак, отождествляясь с государством, человек реализует не только естественную для него установку на «расширение» самости, но, главное, благодаря такому отождествлению человек осознает себя на некой высоте, присваивая прерогативы власти, пусть даже иллюзорно. Когда во главе государства стоит харизматическая персона, вождь, притяжение государства еще сильнее привлекает людей раствориться в нем. Об отождествлении с вождем уже немало сказано социальными психологами, этот феномен, в частности, исследовал З. Фрейд. Отождествление с вождем, не лишенным для кого-то обаяния, происходит неизмеримо быстрее и проще, нежели отождествление с государственными структурами, — что очевидно. В результате обожающий вождя самый заурядный индивид видит в себе какое-то его отображение, и приобщается государству в еще большей степени. Впрочем, тут нужно учитывать, что приобретенное рядовым индивидом чувство превосходства нисколько не противоречит его покорности, повелениям того же вождя и олицетворяемого им государства: слуга классического типа отождествляет себя с господином, но не полностью, а ощущая себя его дополнением, и потому готов беспрекословно повиноваться, как, скажем, подчиняется человеку его рука или нога. Вообще, чем меньше реальных возможностей самореализации, тем сильнее у людей желание припасть к стопам власти. Аналочные, но более сложные, механизмы, по-видимому, действуют и в религиозной сфере.
Розділ 1. Загальна характеристика зовнішньої політики Ярослава Мудрого
Період князювання Ярослава Мудрого відзначений новим проривом в історії Київської держави. В епоху правління Ярослава Русь «вийшла на світову арену», як одне з найсильніших держав цього періоду. В області ведення міжнародних справ Ярослав вважав за краще дипломатію війнам. Так, він знаменитий своїми династичними шлюбами з багатьма правителями Європи.Таке становище сприяло підняттю міжнародного авторитету Русі, а також гарантувало військову до у випадку нестабільності, крім усього іншого, це також сприяло отриманню відносній безпеці з боку тих країн, з якими у Русі були «споріднені» зв'язки. Русь підтримувала тісні відносини з Візантією, Німеччиною, Угорщиною, Францією та скандинавськими країнами.Династичні шлюби були представлені таким чином: сам Ярослав був одружений на дочці шведського короля Олафа - Інгігердою, а згодом на Ганні - дочки візантійського імператора. Дочка Ярослава Єлизавета вийшла заміж за норвезького короля Гаральда Суворого. Друга дочка - Анна, через французького короля Генріха Другого. Третя дочка - Анастасія - була дружиноюугорського короля Андрія Першого. Однак те, що Ярослав був чудовим дипломатом, не означало, що він зовсім не вів військових справ. Так, у 1030 - 1031гг. Війська Ярослава і Мстислава відвоювали Червенські міста, які в 1018г.захопив польський король Болеслав Хоробрий Перший.Ярослав уклав союз з польським королем Казимиром Першим, видавши за нього свою сестру Добронігу, і одруживши свого старшого сина Ізяслава з сестрою Казимира. У 1031г. він на відвойованих у Польщі землях на річці Сян, заснував місто Ярослав, що згодом став форпостом Київської держави на Заході. Ярослав також здійснив ряд походів проти естів (1030г) і ятвягів (1038г). При ньому для захисту кордонів від нападу кочівників була побудована нова оборонна лінія вздовж річок Сули, Стугни, Росі і Трубежа. У 1037р. війська русів розгромили печенігів біля Києва, і саме на честь цієї перемоги було закладено (у 1037р) Софійський собор. У 1043г великий князь організував похід під командуванням свого сина Володимира і воєводи Вашати на Візантію. Підводячи підсумки, можна сказати, що зовнішньополітична діяльність Ярослава Мудрого була дуже успішною, і сприяла підняттю міжнародного статусу Київської Русі.
Признав Россию единственной правопреемницей СССР, США фактически блокировали политические и экономические контакты с Украиной.
Поэтому главной целью внешней политики Украины на американском направлении в этот период было получить от США реальное признание Украины как равноправного партнера. 5 — 11 мая 1992 г. состоялся первый официальный рабочий визит Президента Украины Кравчука в США. В ходе визита был подписан ряд документов, в частности политическая декларация и меморандум о взаимопонимании между правительствами Украины и США. В политической декларации впервые была зафиксирована формула «демократического партнерства» двух стран.
Главным конфронтационным вопросом этого периода была проблема обретения Украиной безъядерного статуса. В средствах массовой информации США появилась серия антиукраинских публикаций. Почти до середины 1993 г. Вашингтон занимал жесткую, почти ультимативное позицию относительно Украины. США настаивали на скорейшей ратификации Договора об ограничении стратегических и наступательных вооружений и присоединения Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).