ответ:
положение
согласно древнегреческому геродоту из галикарнасса, посетившему египет в середине v в. до н. э., «вся страна, наводняемая и орошаемая нилом, принадлежит египту, и все люди, живущие ниже элефантины и пьющие нильскую воду, – египтяне». иными словами, в древности египтом называлась долина нила – вытянутая с юга на север полоса земли на северо-востоке африки, которую великая река во время своих ежегодных разливов затопляла, делая ее плодородной. упомянутая геродотом элефантина – самый южный город египта: выше по течению реки (т. е. южнее) от него находится 1-й порог нила, являвшийся границей египта и нубии. к северу от элефантины долина нила на большем ее протяжении узка (от 4 до 20 км в ширину). эта ее часть называлась верхний египет. ниже по течению (т. е. севернее) от мемфиса – древней столицы египта – нил разветвляется на несколько рукавов, образующих так называемую дельту. это название было дано древними греками, так как на карте эти рукава напоминали перевернутую греческую букву «дельта» (в форме треугольника). на плодородных землях дельты в древности особенное развитие получило скотоводство. долина нила в районе мемфиса и дельта вместе назывались нижний египет.
древний египет

в наше время дельта образована двумя рукавами (устьями) нила – розеттским (западным) и (восточным). в различные периоды древности их число от пяти до семи. античные авторы приводят разное их число и названия. устья нила в средиземное море, побережье которого в те времена представляло собой болотистую область, малопригодную для жизни, поэтому и города, и сельские поселения начинались ближе к центру дельты. с красным морем египет соединяла пересохшая речная долина вади-хаммамат, тянувшаяся от коптоса в верхнем египте к району современного косейра (егип. гасуу) на морском побережье, где находилась важная морская гавань. так как на побережье средиземного моря не было поселений, не было здесь и гаваней. морские порты египтян располагались в глубине дельты. именно таким образом в середине i тыс. до н. э. возникла важная древнегреческая торговая колония в египте – навкратис. лишь в начале эпохи эллинизма, во время завоевания египта александром македонским, непосредственно на морском побережье, недалеко от впадения в море канопского устья нила, был основан укрепленный пункт, ставший затем крупнейшим торговым центром и резиденцией царей эллинистического египта, – александрия египетская. характерно, что и древние египтяне, и люди античности воспринимали этот город как своего рода «нарост» на территории египта, а не органичную часть страны, именуя его «александрия при египте». с обеих сторон долину и дельту нила окаймляли пустыни – ливийская на западе, аравийская на востоке. восточная часть дельты граничила с суэцким перешейком, соединяющим африку с азией, и, кроме того, от восточной дельты ответвлялась в направлении синайского полуострова еще одна пересохшая долина – вади-тумилат. с запада к долине нила, в ее средней части примыкает обширный фаюмский оазис; еще несколько оазисов (сива, бахрия, дахла, харга) лежат значительно дальше в глуби ливийской пустыни и соединяются с египтом караванными путями.
Дальнейшее развитие древнерусской дипломатии связано с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого, подкреплявших международные договоры династическими связями. Во время правления Владимира русско-византийские отношения, в связи с принятием Русью христианства восточного обряда, вышли на качественно новый уровень. Несколько раньше, в процессе поиска Владимиром подходящей религии для своего государства, Русь установила отношения и с Римом. История сохранила до наших дней имена нескольких киевских дипломатов этой эпохи — боярина Добрыни и его сына Константина Путяты, воеводы Вышаты, боярина Ивана Твориловича и ряда других.Согласно «Повести временных лет», первым дипломатическим визитом в истории Руси можно считать визит киевского князя Кия в столицу ВизантииЦарьград[1]. Однако личность самого Кия считается историками легендарной, что ставит факт вышеназванного визита под сомнение. Некоторые ученые считают, что в легенде о Кие отразились хорошо известные по византийским источникам походы «антов и склавинов» в VI в., которые сопровождались также дипломатическими контактами. Так, Юстиниан I отправил антам посольство, подтвердив согласие передать им крепость на левом берегу Дуная[2].
С конца ΙΧ века до нас дошли сведения о так называемых договорах «мира и любви» Руси с Византией, болгарами и др. Первый из договоров такого рода был заключен между Киевской Русью и Византией в 911 году вскоре после нападения на Константинополь, совершенного киевским князем Олегом около 907 г. Был заключен по инициативе Византии с целью предотвращения нападений со стороны киевских варягов в будущем[3]. Договор предоставлял подданным Киевской Руси весьма выгодные для них условия. В частности, русские купцы были освобождены от уплаты обычной 10-процентной таможенной пошлины на все товары, ввозимые и вывозимые из Золотого Рога[3]. Договор действовал вплоть до 944 г. когда киевский князь Игорь решил воспользоваться отсутствием императорского флота в Константинополе и попытался напасть на город с моря[4]. Попытка окончилась неудачей и следующий мирный договор от 944 г. был составлен на менее выгодных для Руси условиях, в частности была возвращена торговая пошлина в 10%[4].
В дальнейшем Киевская Русь заключала договоры с Византией в 971 и 1044 гг. Все они включали традиционные для того времени условия «мира и любви», определяли статус русских посольских и торговых миссий. Значительным этапом в русско-византийских отношениях стал договор князя Святослава с Византией, заключённый в 971 году, по которому стороны возвращались к отношениям, закреплённым в договорах 911 и 944 годов.
Кроме Византии, Древнерусское государство к X веку имело опыт дипломатических контактов с Хазарией, Волжской Болгарией, Дунайской Болгарией, Священной Римской Империей, а также печенегами и варягами.