Первое. Создание поместной системы комплектования войск. Мелкие феодалы (дворяне, дети боярские и др.), дворовые люди великого князя получали от него государственные земельные наделы. За это они были обязаны нести военную службу. Феодал, проживавший в своем имении, обязан был по первому зову великого князя являться для несения военной службы "конен, моден и оружен". В мирное, время финансирование войска производилось за счет доходов феодала, в военное время - за счет казны государства.
Второе. Иван IV ограничивает местничество. В соответствии с его решением при назначении на командную должность стали учитывать военные заслуги, а не только знатность рода.
Третье. Был определен порядок служебной подчиненности в армии, осуществляли меры по упорядочению военной службы. Основным документом, законодательно закрепившим эти и другие направления реформ, стало "Уложение о службе " (1556 г.)
Нормы службы ставились в зависимость от количества земли. Конный светский феодал обязан был выставить одного полностью экипированного война на коне от каждых 50 десятин земли. Военная служба дворян была наследственной и пожизненной, начиналась с 15 лет, причем составлялись военно-учетные списки служилых людей, проводились периодические военные смотры. Не явившийся на службу дворянин подвергался телесным наказаниям, лишался своих поместий, а нередко и самой жизни.
В ходе реформы были подготовлены и первые государственные документы, определявшие порядок несения службы. В 1571 г. под руководством воеводы князя Н. И. Воротынского был разработан первый в России устав - "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе". Позже, в 1621 году крупным военным теоретиком дьяком О. Михайловым был составлен "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки". В нем обобщался опыт боевых действий русской и западноевропейских армий в различных видах боя.
Четвертое. Создание национальной по составу армии.
Пятое. Создание постоянных войсковых частей - стрелецких полков. Первое упоминание о них относится ко времени похода на Казань в 1552 г.
Войско первоначально делилось на «статьи» (приказы) по 500 стрельцов. В состав статьи входили сотни, полусотни, десятки. Набиралось войско из тяглового посадского населения, в последующем из стрелецких семей и «вольных охочих» людей.
Государство в лице царя-самодержца управляло войском через Разрядный, Стрелецкий, Оружейный приказы, Приказ сбора стрелецкого хлеба, Приказ денежной раздачи, во главе которых стояли воеводы.
Сильное влияние культура Индии оказала на Запад: Гете и многие другие писатели начала XIX в. читали все переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы. Начиная с Гете, большинство великих немецких философов были осведомлены в какой-то мере об учениях индийской философии. Шопенгауэр, оказавший большое влияние на литературу и психологию, открыто признавался, что находится под влиянием индийской мысли, и придерживался истинно буддийских воззрений, монистические учения Фихте и Гегеля никогда не приняли бы своей формы, если бы не существовало перевода Упани-шад. В англоязычном мире самое сильное влияние Индии испытала Америка, где Эмерсон, Торо и другие писатели «Новой Англии» жадно изучали индийскую религиозную литературу; они оказали огромное воздействие на своих современников и последователей, особенно на Уолта Уитмена. Через посредство Карлейля и других мыслителей немецкие философы оказали воздействие на Англию так же, как американцы — через посредство многих писателей конца XIX в. , таких, как Ричард Джефрис и Эдуард Карпентер.
Весьма тонким и действенным оказалось влияние Махариши Ганди через посредство многих друзей Индии на Западе, в частности, благодаря успеху его политики ненасилия в завоевании независимости Индии. В конце XX в. на Западе пользуются большой популярностью религиозно-философские концепции Индии: рационализированные методы йоги, приемы и идеи индийского мистицизма. Не говоря уже о том, что Упанишады, как все подлинно великие творения человеческой культуры, вызывают ответные раздумья и переживания у людей, отделенных от них сотнями и тысячами лет, проживают жизнь в мыслях, поступках, творениях своих читателей, в том числе и наших