После потепления на земле, когда были изобретены лук со стрелами, ловушки и капканы, некоторые племена сумели приручить диких животных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь хорошо вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Родовые общины друг другу в трудные времена. Порой у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров.
А самым первым приручённым животным была собака. Дикие собаки старались жить возле людей, сами следовали за охотниками в надежде получить что-нибудь из добычи. Собаки людям в охоте. Они охраняли стада приручённых животных, став хорошими не только охотникам, но и пастухам.
Возможно, появлением земледелия человечество обязано наблюдательности женщин. Занимаясь собирательством, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорастают, а из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Женщины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.
Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были ячмень, просо, пшеница, рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедобных растений, которые научились выращивать. Например, родиной ячменя, риса и чая является Азия, пшеницы — Азия, Африка и Европа, капусты — Европа, а кукурузы, картофеля, подсолнечника, какао и тыквы — Америка.
Земледелие было тяжёлым делом. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Однако человеку это оказалось под силу, у него уже был топор. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали. Поле рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку — орудие собирателей. Сначала это были сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Древнее земледелие учёные называют мотыжным. Через несколько тысяч лет был изобретён плуг. На смену мотыжному земледелию пришло плужное.
Земледельцы и скотоводы стали оседлым населением. Они жили постоянно на одном месте. Рядом с поселениями зеленели поля, на лугах пасся скот. Но не все племена на планете одновременно перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые. Земледелие возникало там, где были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва и где в диком виде росли подходящие для посева растения.
Кроме скотоводства и земледелия, люди занимались и другим необходимым трудом. Они изготовляли орудия труда, одежду, посуду, строили жилища, научились гладко шлифовать и сверлить камень. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань.
Вначале для хранения продуктов использовались пустые скорлупы кокосов или высушенные тыквы. Делали сосуды из дерева и коры, корзины из тонких прутьев. Все материалы для этого имеются в готовом виде. А вот обожжённая глина, или керамика, созданная людьми примерно 8 тысяч лет назад, — материал, которого нет в природе.
Другими важными изобретениями земледельцев и скотоводов были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше. Но вот прясть нити из шерсти и волокон льна научились лишь те, кто разводил коз и овец или выращивал полезные растения.
Глиняную посуду лепили вручную.
Ткали на простейшем ткацком станке, который придумали около 6 тысяч лет назад. Такую несложную работу в родовых общинах умели делать многие.
Каждому оказалось под силу вылепить грубый глиняный горшок, изготовить каменное орудие. Но затем положение изменилось. Посуду стали делать на гончарном круге, который (как и колесо) люди изобрели около 6 тысяч лет назад, обжигать в специальных печах, украшать выдавленным орнаментом, раскрашивать яркими красками. Прочную и красивую посуду изготавливали только искусные мастера, которые учились этому долгое время. Мастер-гончар обеспечивал посудой многих людей. Создание вещей своими руками, то есть ремесло, стало его основным занятием.
Причины восстания:
1. Ослабление ханской власти в Младшем жузе
2. Расширение оппозиционных настроений среди Чингизидской верхушки казахских феодалов в отношении военно-колониальных устремлений царизма
3. Осуществление ряда административно-колониальных нововведений по закреплению присоединенных к России казахских земель:
- Упразднение Оренбургской губернии ;
- Некоторые смежные районы Младшего, Среднего жузов были подчинены Сибирскому и Уфимскому наместничествам:
- Осуществление политики царизма в Младшем жузе возлагалось на Оренбургскую администрацию, такие же функции были у Пограничной комиссии.
4. Насильственный захват плодородных земель у кочевого населения
5. Усиление нападений Уральских казачьих войск и русских помещиков на казахские аулы.
6. Военные столкновения между казахами и казачьими войсками.
2. Предпосылки и повод восстания
• Джут в казахской степи зимой 1782-1783 гг. привело к тяжелым последствиям - к массовому гибели скота. И без того тяжелое положение еще более усугубилось весной 1783 года, когда Уральскими казаками с казахских аулов было угнано около 4 тыс. лошадей.
• В 27 декабря 1782 г. был принят новый царский Указ, который заменил Указ царя от 7 ноября 1775 г. По новому Указу:
- Казахам разрешили перехода через рек Урала и Иртыша в зимнее время, только со специальным разрешением царской администрации;
- Казахам запрещалось брать в аренду земли, принадлежащее казачьим войскам;
- За определенную плату и залог, казахам разрешалось брать некоторые участки в аренду.
• В 1778 г. во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами, погибли дети Сырыма Датулы.
• Осенью 1783 г. Сырым начинает открытую борьбу с царизмом. Во время одного из столкновений с казачьими отрядами Сырым батыр попал в плен к казакам, оттуда был освобожден весной 1784 г. благодаря заступничеству своего зятя - хана Нуралы (мужа старшей сестры Сырыма).
• Весной и летом 1784 г. Сырым Датулы, объезжая казахские аулы, занимался организацией крупных вооруженных отрядов.
3. Движущие силы восстания:
• Казахское шаруа;
• Старшины, родоправители, би, потерявшие свои родовые владения;
• Основные рода Младшего жуза - шекты, торткара, шомекей, кете, алаш, серкеш, таз байбакты, бериш, табын, жагалбайлы, кызылкурт, и др.;
• Организатор - Сырым Датулы (1712-1802)
- батыр, политик, оратор, старшина рода байбакты, участник пугачевской войны. В письме в Петербург русского полководца А.В.Суворова, руководившего подавлением восстания Е.Пугачева на завершающем этапе, Сырым назван одним из руководителей повстанческих групп.
Объяснение:
Взято с интернета.